Профиль тоннеля городской железной дороги зависит от расположения по глубине, метода строительства, габарита подвижного состава и системы электропитания. На электрифицированных железных дорогах с контактным рельсом достаточна габаритная высота от 3,50 до 4 м, а на электрических городских железных дорогах с контактным проводом на существующих сооружениях и применения только электротяги требуется в соответствии с габаритом 1=SMJDR минимальная высота 5,30 м при 15 кВ и 5,39 м при 25 кВ. Для новых сооружений эта высота предусматривается равной 5,40 и 5,55 м. При возвышении наружных рельсов в кривых габарит приближения строений должен быть увеличен. Во многих больших городах городские железные дороги прокладываются в глубь города на небольшие расстояния как продолжение существующей системы пригородной железной дороги. По эксплуатационным и экономическим соображениям необходимо поэтому сохранять единый род тока, а размеры профиля тоннеля городских железных дорог увязать с осуществлением движения по ним обычного подвижного состава.
Существующие подземные железные дороги имеют чрезвычайно различные размеры профилей (рис. 4).
Для экономии высоты тоннелей и расходов по содержанию пути в последнее время создается различный тип верхнего строения пути без шпал и балласта с креплением рельсов к основанию тоннеля. Резиновые плиты, уложенные под рельсы, способствуют упругости пути и заглушают шум.
Интересный вариант вождения подвижного состава как по условиям техники подвижного состава, так и верхнего строения, представляет собой переустройство пути, начатое в 1957 г. на шестикилометровой линии парижского метро, с применением подвижного состава с резиновыми шинами, заполненными азотом, которые катятся по очень прочным по износу балкам из твердой древесины или бетона, расположенным параллельно к рельсам. Четыре горизонтальные резиновые шины на каждой ходовой тележке служат для горизонтального направления вагонов благодаря тому, что они опираются на изолированные направляющие рельсы, которые одновременно служат контактным проводом.
Рис 4 Примеры профилей тоннелей
а — поперечный разрез тоннеля метро в Милане с расположением потолка тоннеля в среднем на глубине 3 м от уровня городских дорог б — большой и малый профили метро в Берлине в — принятые размеры тоннеля новой линии метро в Берлине
Рис. 5 Конструкция дорожного полотна для подвижного состава с резиновыми шинами парижского метро
Обычные стальные колеса и рельсы служат для движения подвижного состава в случае уменьшения давления в камерах резиновых шин и в районе стрелочных переводов Преимущество этой конструкции, изображенной на рис. 5, состоит в очень плавном ходе, прежде всего в кривых малого радиуса и возможности высоких начальных ускорений вследствие обеспечения большого трения шинами. Переустройство других линий продолжается.