Содержание материала

Профиль тоннеля городской железной дороги зависит от расположения по глубине, метода строительства, габарита подвижного состава и системы электропитания. На электрифицированных железных дорогах с контактным рельсом достаточна габаритная высота от 3,50 до 4 м, а на электрических городских железных дорогах с контактным проводом на существующих сооружениях и применения только электротяги требуется в соответствии с габаритом 1=SMJDR минимальная высота 5,30 м при 15 кВ и 5,39 м при 25 кВ. Для новых сооружений эта высота предусматривается равной 5,40 и 5,55 м. При возвышении наружных рельсов в кривых габарит приближения строений должен быть увеличен. Во многих больших городах городские железные дороги прокладываются в глубь города на небольшие расстояния как продолжение существующей системы пригородной железной дороги. По эксплуатационным и экономическим соображениям необходимо поэтому сохранять единый род тока, а размеры профиля тоннеля городских железных дорог увязать с осуществлением движения по ним обычного подвижного состава.
Существующие подземные железные дороги имеют чрезвычайно различные размеры профилей (рис. 4).
Для экономии высоты тоннелей и расходов по содержанию пути в последнее время создается различный тип верхнего строения пути без шпал и балласта с креплением рельсов к основанию тоннеля. Резиновые плиты, уложенные под рельсы, способствуют упругости пути и заглушают шум.
Интересный вариант вождения подвижного состава как по условиям техники подвижного состава, так и верхнего строения, представляет собой переустройство пути, начатое в 1957 г. на шестикилометровой линии парижского метро, с применением подвижного состава с резиновыми шинами, заполненными азотом, которые катятся по очень прочным по износу балкам из твердой древесины или бетона, расположенным параллельно к рельсам. Четыре горизонтальные резиновые шины на каждой ходовой тележке служат для горизонтального направления вагонов благодаря тому, что они опираются на изолированные направляющие рельсы, которые одновременно служат контактным проводом.

Примеры профилей тоннелей
Рис  4 Примеры профилей тоннелей
а — поперечный разрез тоннеля метро в Милане с расположением потолка тоннеля в среднем на глубине 3 м от уровня городских дорог   б — большой и малый профили метро в Берлине в — принятые размеры тоннеля новой линии метро в Берлине

Рис. 5 Конструкция дорожного полотна для подвижного состава с резиновыми шинами парижского метро

Конструкция дорожного полотна для подвижного состава с резиновыми шинами

Обычные стальные колеса и рельсы служат для движения подвижного состава в случае уменьшения давления в камерах резиновых шин и в районе стрелочных переводов Преимущество этой конструкции, изображенной на рис. 5, состоит в очень плавном ходе, прежде всего в кривых малого радиуса и возможности высоких начальных ускорений вследствие обеспечения большого трения шинами. Переустройство других линий продолжается.