Содержание материала

Общее расположение отдельных устройств

Станции с путями разной колеи с переходом и без перехода подвижного состава требуют создания для каждой железнодорожной линии различной колеи своего собственного путевого развития с самостоятельной организацией работы. Из взаимодействия обеих систем путей, которое, однако, по возможности не должно препятствовать работе на каждой из них, определяется взаимное размещение устройств. На рис. 5 пути с одной шириной колеи входят в зону путей, имеющих другую ширину колеи, и обслуживаются так, чтобы маневровые передвижения на путях с различной шириной колеи не препятствовали друг другу. Это обеспечивается обслуживанием обеих зон путей с различных сторон. Это простая схема конструкции встречного размещения нормальной и широкой колеи образуется при естественном введении обеих оканчивающихся линий.
Встречное размещение нормальной и узкой колеи, наоборот, почти всегда образуется при примыкании начинающейся узкоколейной линии к промежуточной станции нормальной колеи. Интересным исключением является пограничная станция Цербере, на которой по местным условиям пути с различной шириной колеи для перевалки грузов вводятся в одном направлении, что вызывает многочисленные пересечения путей.
Станции нормальной и широкой колеи по размерам движения могут иметь характер большой сортировочной станции с парком приема, сортировочным парком, в определенных случаях также с парком подформирования и устройствами для перегрузки самых различных типов.
Станция нормальной и широкой колеи с небольшим объемом перехода вагонов, показанная на рис. 6, представляет собой больше теоретическое, нежели практическое решение. На ней осуществляется перевалка всех грузов между вагонами железных дорог разной колеи. Она является одновременно пограничной станцией для сети с заграничной шириной колеи.

размещение зон путей разной ширины колеи на станциях
Рис. 5. Взаимное размещение зон путей разной ширины колеи на станциях

Станция с путями разной ширины колеи
Рис. 6. Станция с путями разной ширины колеи (нормальная — широкая) с перегрузкой грузов и незначительным переходом грузовых вагонов:
Е+А — приемо-отправочный парк; Л1 — платформа (для заграничного сообщения); / — платформа (для внутреннего сообщения); Р — почта; R — пути для колесных пар; So — сортировочный парк; Ugl — перегрузочные пути; Up — устройство для перестановки вагонов на колею
другой ширины; Vi, V2, V3 — выставочные парки; Z — вытяжные пути; ZP — паспортный и таможенный контроль;------------------------------------------------- главный путь
колеи нормальной ширины; остальные пути ------------------------- колеи нормальной ширины; —• — •— главный путь широкой колеи;----------------------- остальные
пути широкой колен; Lok — локомотивное хозяйство
Станция Цербере
Рис. 7. Станция Цербере, как пример станции с путями разной ширины колеи и пограничной станции в стесненных условиях:
АН — ангар для оттаивания; В — пути для формирования поездов (на Францию); ЯЛ—парк приема и отправления (для путей с испанской колеей отдельно по путям Испанских государственных железных дорог и общества, сдающего в аренду переставляющиеся вагоны); ЕО — здание вокзала (соединение с автодорогой не показано); SA — сортировочный парк и парк для отстоя; Stm — подпорная стенка (средняя высота 15 м); U — устройства испанского общества, сдающего в аренду вагоны, переставляющиеся на колею другой ширины; Utnl — перегрузочные пути; Z — таможенные склады; —                                              —Дорога с колеей нормальной ширины;   дорога с широкой колеей;
—— совмещенная;................... пути для хранения вагонных осей

Парки приема и отправления для грузовых поездов обеих дорог отделены от остальных перегрузочных устройств (кроме грузовых складов и перегрузочной платформы) главным путем, идущим к пассажирской платформе. При небольшом числе пассажирских поездов (одна или две пары поездов в сутки) это не имеет значения в эксплуатационном отношении. При таких размерах пассажирского движения достаточно иметь одну островную платформу для обеих линий разной колеи. Пересадка пассажиров в обоих направлениях может производиться в этом случае с использованием здания паспортного и таможенного контроля.
В противоположность этому на рис. 7 показана перегрузочная станция в сообщении из Испании во Францию; в этом случае чрезвычайно стесненные условия местности вдоль узкой полоски побережья вынудили к постройке станции в форме треугольника с использованием долины. Прежде на этой станции перегружалось до 250 грузовых вагонов в сутки. Устройства для перестановки вагонов на колею другой ширины испанского общества, сдающего в аренду переставляющиеся вагоны, вызвали рост перевозок (особенно южных фруктов), в связи с чем потребовалось развитие станции (переустройство закончено в 1963 г.) из расчета ежесуточного поступления около 450 вагонов. При этом потребовалась укладка путей совмещенной колеи. Кроме того, стало, наконец, возможным уложить вытяжной путь также и для зоны путей с широкой колеей, который на участке длиной в 170 м уложен в построенном для этого тупиковом тоннеле.