Содержание материала

РАСПОЛОЖЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Порты являются сооружениями для перевалки грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом, с одной стороны, и водным транспортом, с другой. Поэтому они должны иметь соответствующие железнодорожные устройства. К таким железнодорожным устройствам относятся подъездные пути. Их конструкция и размер зависят от:
а)  рода и типа порта (морские порты и порты каналов с портовым бассейном и причалами, речные порты с широким использованием берега реки);
б)  доли перевалки по прямому варианту судно—вагон и обратно по отношению к общему объему перевалки (Гамбург: раньше осуществлялся большой объем перевалки грузов между морскими и речными судами, теперь перешли к перевалке между морскими судами и железной дорогой).
Портовые железные дороги находятся в распоряжении управления порта, которые подчиняются им в правовом отношении. В Англии они находятся в подчинении железных дорог. Следовательно, управление порта ответственно за содержание путевого развития. Осуществление его эксплуатации оно может поручить железным дорогам по договору.
Назначение портовой станции можно наиболее ясно представить по отдельным эксплуатационным процессам, изложенным ниже. Они в общем более обширны в морском порту, чем в речном.
Направление перевалки — берег (железная дорога)  — судно:
а)  предназначенные для порта груженые и порожние вагоны железная дорога передает на портовую станцию в беспорядочном расположении;
б) портовая станция сортирует вагоны по отдельным портовым бассейнам или причалам;

в)  портовая станция подформировывает вагоны по местам стоянки судов, а при необходимости — по отдельным местам погрузки;
г)  вагоны подаются в соответствии с их предварительной расстановкой готовыми к выгрузке и убираются после выгрузки.
Направление перевалки — судно — берег (железная дорога):
а)  подача готовых к погрузке порожних вагонов и их уборка после погрузки;
б)  сортировка по:
отправленно на железную дорогу общей сети;
перестановке в пределах портовой станции (относится к частично погруженным и частично выгруженным вагонам);
в)  накопление для передачи на железную дорогу общей сети, прием вагонов железной дорогой с дальнейшим формированием на сортировочной станции.
Кроме того, в обоих направлениях следуют составленные в поезда вагоны с однородными грузами (руда, уголь, калийные соли, нефть и т. д.) по одним и тем же путям к пункту перевалки в порту и обратно при массовой погрузке-выгрузке.

СХЕМЫ

Основная портовая станция и станции районов

По роду эксплуатационного назначения вытекают и требования к конструкции всего железнодорожного хозяйства в порту. При этом различают три типа портовых станций:
основные портовые станции и портовые станции районов;
объединенная районная и основная портовая станция;
объединенная портовая и сортировочная станция.
Эти три типа различаются по размеру и конструкции устройств. Классической, но самой дорогостоящей схемой является основная портовая станция с несколькими районными станциями. В этом случае сортировочная станция железных дорог общей сети, основная портовая и районные станции располагаются отдельно друг за другом (рис. 11).

Взаимодействие станций железных дорог общей сети с портовой станцией с точки зрения подачи вагонов на отдельные причальные районы к соответствующим местам грузовых работ приводит к следующей схеме этих станций:
а)   сортировочная станция односторонняя или двусторонняя в зависимости от объема ежесуточного прохождения вагонов имеет определенное количество сортировочных путей для накопления на портовую станцию. С них осуществляется передача вагонов на основную портовую станцию. Кроме того, по обходному пути могут следовать маршрутные поезда и кольцевые маршруты по роду груза (руда, калийные соли, уголь, нефть и т. д.) как груженые, так и порожние. Между сортировочной и портовой станциями проходит граница порта;
б)  основная портовая станция, имеющая схему односторонней или двусторонней сортировочной станции, служит одновременно для передачи вагонов. На ней поступающие вагоны сортируются по отдельным районам порта, следовательно, по районным станциям. Поэтому длина сортировочных путей увязывается с длиной составов, передаваемых на районные станции;
в)  районные станции сортируют вагоны по отдельным путям причала (склад, зернохранилище, пункты погрузки) и местам стоянки судов. Они состоят из одного парка путей. Сортировка выполняется толчками. В качестве вытяжки используется путь подачи вагонов с основной станции. В этом районе не должны располагаться пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне. Длина путей должна быть достаточной и соответствовать длине причалов.

 

Железнодорожные устройства порта
Рис. 11. Железнодорожные устройства порта с сортировочной станцией железных дорог общей сети, основной портовой станцией и районными станциями, расположенными по классической схеме последовательно друг за другом: А — парк отправления; Е — парк приема; О — парк подформнрования; Ri — сортировочный парк

Преждевременная подача вагонов для перевалки по варианту вагон — судно и запоздавший подход судна приводит к задержке вагонов и их отстой по возможности необходимо предусматривать вблизи мест перевалки. Для этого могут служить также районные станции или пути, расположенные непосредственно на отдельных причалах.
Если сортировочная работа выполняется с помощью сортировочной горки, то это вызывает удлинение путевого развития, которое редко может быть уложено на существующих станциях и которое в общем не может быть полностью использовано. Удлиненное путевое развитие может приводить к его расположению на кривой, что ухудшает примыкания отдельных путей.
Распределение районных станций по причалам и бассейнам получается в том случае, если к районной станции присоединяется только одна причальная линия бассейна (длина £4 на рис. 12);
г)  фронты погрузки-выгрузки (пути погрузки-выгрузки) служат для непосредственной перегрузки вагон — склад (склад, зернохранилище и т. д.).

Рис. 12. Варианты взаимного расположения районных станций и портовых бассейнов
расположение районных станций и портовых бассейнов

Вагоны, убираемые с фронтов погрузки-выгрузки, следуют на сортировочную станцию в обратном направлении через те же устройства. Для этого необходимы:
а)   пути погрузки-выгрузки;
перегрузка в вагоны из судна или склада;
б)  районная станция:
взвешивание погруженных вагонов (при необходимости). Проверка соблюдения габарита погрузки (при необходимости). Составление вагонных групп для передачи на основную портовую станцию;
в)   основная портовая станция:
вагоны должны быть подформированы по направлениям отправления, если это требует железная дорога общей сети. Вагоны формируются в составы для передачи на сортировочную станцию. На односторонней основной портовой станции пути отправления на длину поездов относятся к парку подформирования (см. рис. 11);
г)   сортировочная станция железной дороги общей сети:
расформирование поступающих в основной портовой станции передаточных поездов.
При прохождении вагонов в обоих направлениях в работе портовой станции возникают следующие особенности, которые отражаются на конструкции путевого развития:
а)  при определенных условиях на основной портовой станции формируются маршрутные поезда, которые следуют через сортировочную станцию без переработки;
б)  порожние вагоны могут следовать с районной станции сразу на сортировочную;
в)  по разным причинам (изменение поручения, смена района погрузки и т. д.) может возникать перестановка вагонов с одного причала на другой. Для этого используются районные станции или основная портовая станция;
г)         порт ускоренной переработки грузов является лучшей рекомендацией в международном судоходстве для его использования. Для этого требуется быстрое выполнение погрузки и выгрузки судов, которые не должны задерживаться из-за недостатка вагонов. По этой причине вагоны частично накапливаются заблаговременно. Они должны быть, таким образом, предварительно установлены на достаточном числе путей для стоянки. Такое условие, однако, находится в противоречии с сокращением времени оборота вагонов.