В порту, кроме штучного груза, должна производиться также перевалка навалочного груза как непосредственно между судном и вагонами, так и через промежуточный склад. Без промежуточного склада время обработки дорогостоящего транспортного судна было бы недопустимо растянуто. В зависимости от чувствительности навалочного груза к атмосферным осадкам промежуточный склад может быть без перекрытия, например для таких грузов, как руда, уголь и песок, или для этого должен быть построен большой крытый склад, как, например, для калийных солей (порт для калийных солей в Висмаре).
Рис. 20. Перевалка навалочного груза с судна в вагоны с промежуточным складом и без него: L — путь для погрузки-выгрузки
Высокопроизводительные устройства для перегрузки в виде перегрузочных мостов с передвигающимся в поперечном направлении грейферным краном (рис. 20) для перегрузки в обоих направлениях, вагоноопрокидывателей без конвейерных линий или с ними для перегрузки в одном направлении с железнодорожных вагонов на судно или в виде насосных устройств с трубопроводами для жидкого (пригодного для транспортировки насосом) груза ускоряют перевалку.
Взаимное расположение путевого развития, грузовых фронтов и промежуточного склада зависит от местных особенностей, от объема прямой перевалки судно — железнодорожные вагоны и в обратном направлении, а также от размеров судов (длина судов и их грузоподъемность). При этом непременно должны быть увязаны друг с другом с учетом грузоподъемности судов, мощности перегрузочных устройств (по одному перегрузочному устройству на каждый причал судов), промежуточного склада и путевого развития (по беспрепятственной по возможности смене вагонов).
На рис. 20 показано устройство с пятью путями, которое сооружается очень редко, хотя с точки зрения техники перегрузки оно имеет большую производительность. Пути 4 и 5 служат для прямой перевалки судно — железнодорожные вагоны. На рисунке условно изображен только один перегрузочный мост, в действительности же на каждое место стоянки судна приходится от трех до пяти перегрузочных мостов. При отсутствии вагонов для перегрузки выгрузка судов производится в промежуточный склад. Пути 1 и 2 служат для перевалки между складом и железнодорожными вагонами.
Устройство для каждого вида перевалки двух путей достаточно для предотвращения при своевременной замене вагонов перерыва грузовых работ. Погрузка полувагонов грузом из судов может производиться грейферным краном непосредственно в вагоны. Если краны не имеют устройств для взвешивания, то соблюдение допустимой загрузки вагонов может быть проверено только с помощью вагонных весов. Для дозировки отдельных вагонов необходимо наличие одного грейферного крана и в зависимости от видоперегружаемых грузов (навалочный груз) соответствующее число бункеров или складов.
Совсем по-другому происходит перевалка навалочного груза с железной дороги на судно при использовании силы тяжести. Способ выгрузки »вагонов (на эстакаде через вагоноопрокидыватель и т. д.) и тип судна (баржа, речное и морское судно) определяют конструкцию всего сооружения. Дорогостоящая транспортная емкость морского судна не терпит длительного времени стоянки. Следовательно, перевалка по прямому варианту вагон — судно требовала бы слишком большого времени.
Рис. 21. Устройство для перегрузки угля в речном порту
Поэтому при перегрузке с использованием силы тяжести необходимо предусматривать большие бункера со значительной мощностью разгрузки.
На рис. 21 показано устройство для перевалки угля в речном порту, которое сооружено в аналогичном виде в порту Дуйсбург-Рурорт и было впервые построено в английских портах Северного моря в прошлом столетии.
Для выгрузки вагоны скатываются вследствие уклона на поворотный круг и далее к вагоноопрокидывателю, после выгрузки через второй поворотный круг они поступают на путь для порожних вагонов. На поворотных кругах и вагоноопрокидывателе специальный механизм выталкивает вагоны после выгрузки.
Принципы укладки верхнего строения пути и путевого развития
Существуют различные мнения о том, должны ли по путям, расположенным вдоль складов на причалах, следовать также автомашины. Рельсы и стрелочные переводы на путях с брусчаткой должны позволять свободно размещать автодороги. В связи с этим надо применять желобчатые рельсы и стрелочные переводы с незначительным расстоянием между остряком и рамным рельсом и устройствами для перевода стрелок, которые не выступают на поверхность дороги.
В настоящее время между железнодорожными путями и стрелочными переводами на участках совместного движения с автомашинами укладываются большие железобетонные плиты, а рядом с путями — боковые плиты. Эти плиты обогреваются, что очищает стрелочные переводы от снега и льда.
Для того чтобы сэкономить длину путевого развития, уменьшаются расстояния между путями, однако при этом нельзя забывать о безопасности работы. С этой же целью зачастую применяются стрелочные переводы крутых марок, однако достигаемый благодаря этому действительный выигрыш в длине чрезвычайно незначителен, так как эти стрелочные улицы соединяют только три параллельно расположенных пути.