По мнению UBS, железнодорожная отрасль переживает сильный рост после коронавируса

В докладе UBS отмечается, что пандемия Covid-19 может ускорить перемещение пассажиров с «воздуха на железную дорогу», что приведет к более значительному, чем ожидалось, росту в железнодорожной отрасли в течение ближайших 10 лет.

Так поездом или самолетом?

Дилемма путешествий после пандемии с учетом изменений климата, показывает, что страны вряд ли откажутся от намерений сократить выбросы углерода к 2050 году, а пассажиры с большей вероятностью будут предпочитать более длительные поездки на ЖД транспорте.

По оценкам UBS последствия пандемии Covid-19 будут достаточно серьезными: общемировой ВВП сократится на -0,5% в 2020 году и вырастет на 4,5% в 2021 году.

Тем не менее, железнодорожная отрасль начнет быстро восстанавливаться, демонстрируя сильный рост в течение следующих десятилетий.

Помимо экономического спада, спровоцированного пандемией, ограничения на передвижение запомнятся миру резким сокращением выбросов в развитых и развивающихся странах; появлением новых привычек, таких как удаленная работа и использование видеозвонков в социальных сетях.

 Люди больше узнали о движениях, борющихся против изменений климата.

Так в Европе в 2017 году транспорт произвел 4483 млн. тонн эквивалента СО2.

Доля автомобильного транспорта в выбросах парниковых газов составила 73%, по сравнению с авиацией - 14%, морским транспортом - 13,5% и железнодорожным транспортом - 0,5%.

Высокоскоростные поезда (HST) станут более доступны для путешественников, использующих ЖД сообщение, как в Европе, так и в Китае, если частота перевозок и качество обслуживания будут улучшаться.

В целом, это приведет к снижению роста воздушного транспорта в мире до 4,6% в год, по сравнению с годовым ростом в 5,1%, который прогнозировался до вспышки Covid-19 большинством производителей самолетов и аналитиков трафика на 10-20 лет. 

Мировые и, в частности, европейские железнодорожные рынки готовы к расширению, как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе, что обусловлено тремя ключевыми факторами: экологическими, социальными и управленческими (ESG) тенденциями, эффективностью, и удобством.

 В частности, эти движущие факторы полезны для сектора HST, при этом Европейская ассоциация железнодорожной промышленности (Unife) прогнозирует более чем 10% среднегодовой темп роста (CAGR) в среднесрочной перспективе, что выше, чем прогнозируемый показатель CAGR в 3% для железнодорожного транспорта в целом.

UBS считает, что железнодорожный транспорт представляет собой наилучшее из доступных решений для решения проблем, связанных с ростом населения, повышением уровня жизни и ростом передвижений, как на местном, так и на международном уровне.

Благодаря более низким затратам на финансирование политическая поддержка инвестиций в железнодорожную инфраструктуру будет увеличиваться.
Железнодорожный транспорт является наиболее экологически безопасным способом перемещения между двумя пунктами, и становится еще чище и меньше зависит от электрификации сети.
Ожидается, что либерализация европейского рынка железнодорожных перевозок «в значительной степени» повлияет на доступность высокоскоростных (HS) и очень высокоскоростных (VHS) услуг в Европе - два фактора, которые влияют на решение пассажиров пользоваться самолетом или другими видами транспорта.
«Оба эти фактора должны привлечь клиентов из аэропортов на ЖД станции».

2019- 2020 годы стали переломными для ЖД отрасли.

Открытый доступ к ЖД сети будет доступен по всей Европе с декабря 2020 года.

Этот процесс должен быть подкреплен либерализацией рынка, поскольку частные операторы, в отличие от государственных компаний, стремятся передать обслуживание производителям подвижного состава на аутсорсинг.

Ожидается, что рост окажет серьезное влияние на железнодорожную отрасль, причем Испания, Франция, Германия и Италия планируют закупить до 800 высокоскоростных поездов в течение следующего десятилетия на 40-60 млрд. евро.

Значительные инвестиции в инфраструктуру VHS и HS ускорят расширение ЖД рынков в таких странах как Германия, Франция, Испания, Северных и Балтийских регионов, а также увеличат связь между регионами Восточной и Западной Европы.