Правительство Германии меняет курс и предлагает финансирование для оплаты «доступа к железнодорожным путям» в 2020 и 2021 годах.
Парламент Германии одобрил представленный федеральным правительством план по отмене или возмещению до 98% сборов за доступ к железнодорожным путям, уплачиваемых коммерческими железнодорожными операторами с марта прошлого года, с продлением соглашения до декабря 2021 года для грузовых перевозок и до 2022 года для дальних пассажирских перевозок.
Запланированные скидки и возврат платежей относятся только к коммерческой деятельности, за исключением всех контрактных местных и региональных железнодорожных перевозок.
Право на возмещение будут иметь почти все грузовые операторы и операторы дальних перевозок пассажиров, включая DB Long Distance, FlixTrain и других более локальных операторов открытого доступа, таких как Thalys ’Aachen - Dortmund и RDC’s Autozug Sylt Westerland.
Однако основным бенефициаром будет национальная железнодорожная компания German Rail (DB). Менеджер по инфраструктуре DB Networks получит компенсацию за потерю доходов от доступа к железнодорожным путям, в соответствии с положением о чрезвычайных ситуациях, принятым ЕС в июне 2020 года. Самыми крупными операторами, которые получат компенсацию, будут DB Long Distance и DB Cargo.
Решение вступает в силу через год после пандемии коронавируса, в результате которой количество пассажиров на дальних маршрутах в Германии сократилось на 46%; грузовые перевозки пострадали из-за локальных сбоев, нехватки персонала и множества других проблем, возникших в результате ответных мер правительства на пандемию.
Первоначально правительство Германии в мае 2020 года, в ответ на финансовые проблемы, с которыми столкнулся железнодорожный сектор, предложила компенсировать убытки DB на сумму 5 млрд. евро. Однако это предложение вызвало недовольство со стороны конкурирующих грузовых и пассажирских операторов, а также Комиссии ЕС.
В декабре 2020 года правительство Германии одобрило повышение предельного размера налога DB до 32 миллиардов евро, а также планы по его увеличению до 35 миллиардов евро в 2021 году.
Новая политика финансирования сборов за доступ к путям отражает неспособность правительства получить разрешение ЕС на увеличение капитала.
Финансирование доступа к новым путям заменит около 3 млрд. евро увеличения капитала. Дополнительные расходы на финансирование платы за доступ грузовых операторов составляют 600 млн. евро в дополнение к уже объявленному финансированию в размере около 350 млн. евро. DB Cargo сообщила об убытках Ebitda в размере 321 млн. евро в 2020 году.
Оборот DB Networks в 2020 году всего составил 5,6 млрд. евро, но это не только за счет сборов за доступ к трекам.
Для пассажирских операторов по дальним перевозкам общие расходы правительства составят около 1,8 млрд. евро к 2022 году. DB Long Distance была единственным пассажирским оператором, который продолжал предоставлять большинство услуг на протяжении всей пандемии по просьбе правительства. Такие конкуренты, как FlixTrain, несколько раз прекращали предоставление своих услуг из-за блокировки и теперь они могут задаться вопросом, продолжали бы они работать, если бы знали, что плата за доступ будет фактически отменена.
DB Long Distance потерял 1,3 млрд. евро в 2020 году, а доход снизился на 42% до 2,9 млрд. евро; влияние ретроспективного снижения платы за доступ в 2020 и 2021 годах, скорее всего, составит около 1,5 млрд. евро, то есть оператор получит прибыль в 2021 году.
Положительная реакция
Железнодорожная отрасль Германии и Европы в целом приветствовала решение правительства.
«Снижая цены на доступ к железнодорожным путям, федеральное правительство поддерживает всю отрасль, а не только DB», - говорит г-н Лудольф Керкелинг, исполнительный директор Сети европейских железных дорог (NEE), представляющий более 80 частных операторов железнодорожных грузовых перевозок.
Альянс Mofair, представляющий частных пассажирских операторов, заявил, что «приветствует изменение курса федерального правительства в результате пандемии коронавируса для коммерческого железнодорожного транспорта», но добавил, что «дополнительное финансирование общественного транспорта необходимо продолжить».
Единственная возможность?
Некоторые грузовые операторы, несмотря на пандемию, получили прибыль в 2020 году. Поэтому внезапное вливание ретроспективных возмещений в сочетании с перспективой увеличения прибыли в 2021 году дает им возможность «агрессивно развиваться на рынке», так как единственное наибольшее конкурентное преимущество железнодорожных грузоперевозок по сравнению с автоперевозками - высокий уровень платы за проезд по железной дороге - временно устранено.
Те операторы, которые преуспеют, возможно, смогут убедить политиков на местном уровне и уровне ЕС в необходимости «переосмыслить режим оплаты доступа в долгосрочной перспективе, чтобы доля железнодорожных грузоперевозок на рынке увеличилась».