Локомотивная бригада — группа работников, обслуживающая поездные или маневровые локомотивы, а также моторвагонные поезда. Локомотивная бригада состоит из машиниста и его помощника, а на паровозах — и кочегара. Электровозы и тепловозы, занятые на маневровой и хоз. работе, а также электропоезда может обслуживать один машинист. Указания машиниста обязательны для исполнения членами локомотивной бригады. На отечественных железных дорог для управления локомотивами и моторвагонным подвижным составом и их обслуживания допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, признанные медицинской комиссией годными по состоянию здоровья для этой трудовой деятельности, имеющие среднее образование, прошедшие специальное обучение и выдержавшие установленные испытания. На должность машиниста назначают лиц, имеющих свидетельство на право управления локомотивом (моторвагонным поездом), после сдачи установленных испытаний в комиссии при локомотивном депо и получения письменного заключения машиниста-инструктора о пригодности к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях. Помощником машиниста назначают лиц, имеющих соответствующие свидетельства или аттестаты и сдавших в комиссии при локомотивном депо установленные испытания. Подготовка членов локомотивной бригады ведётся в ж.-д. училищах и дорожных технического школах. Ж.-д. училища комплектуются из молодёжи, имеющей 8-летнее общее образование. Дорожные технического школы готовят машинистов из помощников машинистов, имеющих 3-й слесарный разряд и определённый стаж работы. Для машинистов установлено 4 класса квалификации, которые присваиваются в зависимости от теоретических знаний, стажа работы (выполнения пробега локомотива) и безаварийной работы (I класс — высший). Пассажирского поезда, как правило, водят машинисты I и II классов. Локомотивная бригада обязана обеспечивать точное соблюдение расписания движения поездов, экономный расход электроэнергии и топлива, содержание локомотива в исправном состоянии, эффективное использование его мощности.