Содержание материала

Расположение путей на причале для штучных грузов

Под штучными грузами при перевалке в порту понимается груз, упакованный в ящики, мешки, бочки, контейнеры, а также без упаковки. Он может транспортироваться при погрузочно-выгрузочных работах отдельными единицами и при подходящем объеме и собственной массе перегружается одновременно в большом количестве. Неупакованным штучным грузом являются изделия из металла (чушки, рельсы, скрутки, трубы, листы), камни, древесина и фрукты (связка бананов). Локомотив также относится к штучному грузу, несмотря на его большой вес — свыше 100 т.
Навалочный груз представляет собой неупакованный и сыпучий груз в виде угля, руды, калийных солей или гравия, песка, цемента (неупакованного) или зерна.
Взаимное расположение путей и стрелочных переводов в районе грузовых работ
Рис.  15. Взаимное расположение путей и стрелочных переводов в районе грузовых работ:
путь 1 — сквозной или ходовой путь. Вели крановые пути по вылету стрелы крана не могут быть уложены вне железнодорожных путей, а только по обе стороны расположенного ближе к краю причала пути, то этот путь вследствие перекрытия его краном не может свободно использоваться для погрузки-выгрузки и поэтому в большинстве случаев служит ходовым путем. Пересечения железнодорожных рельсов с одним рельсом кранового пути имеют простую конструкцию, если колеса крана, передвигающиеся по этому рельсу, ие имеют реборд (рис. 15,6); путь 2 — служит для перевалки по прямому варианту «вагон-судно» и обратно. Для платформ и полувагонов перевалка в обоих направлениях обеспечивается просто. При погрузке штучных грузов в крытые вагоны грузы должны быть поставлены краном на передвижные помосты. Подлежащий выгрузке из крытых вагонов груз (например, в мешках) сваливается на поставленную рядом с вагоном тележку, затем тележка поднимается краном вместе с грузом (вагон на пути 2 на рис. 15, в) и устанавливается в судно. В связи с этим стремятся к применению вагонов с раздвижной крышей; путь 3 — служит для перегрузки вагон — склад на причале и обратно через неподвижную платформу; путь 3 обеспечивает перегрузку судно — вагой (крытый вагон) лучше, чем путь 2

Массовый груз (еще часто используемое понятие) может обозначать штучный груз (например, 100 мешков цемента по 50 кг), навалочный (например, 50 000 кг неупакованного цемента). Так же говорят и о причале для массовых грузов, хотя там перерабатывается только навалочный груз.
Для перевалки штучного и массового грузов необходимы механизмы, которые применяются в соответствии с определенной технологией перевалки. Железнодорожный путь включается в определенный перегрузочный цикл как путь для погрузки-выгрузки и как ходовой путь.
Причалы представляют собой фронты для грузовых работ порта. Поэтому они должны иметь железнодорожные пути и автомобильные дороги, которые по всей длине должны быть пригодны для передвижения групп подвижных единиц. Это требует расположения борта причала на прямой, который из-за нахождения с одной стороны водного бассейна для причала судов в большинстве случаев имеет односторонний подход железнодорожной и автомобильной сети дорог. Длина причала составляет максимально 1000 м, в порту Бремен он имеет даже 1270 м. По длине каждого места для причаливания судов (грузовое судно водоизмещением 10 000 т имеет длину около 150 м) пути соединяются стрелочными улицами через каждые 100—200 м. На современном причале для обработки штучных грузов предусматривается три пути между бортом причала и складом (рис. 15).
Полупортальные краны, применяемые еще в старых портах, с одним крановым рельсом вдоль борта причала и другим по стене склада (рис. 16) имеют большие зоны перекрытия для всех путей при погрузке. Технологический процесс при простейшей конструкции путевого развития районов грузовых работ предусматривает подачу вагонами вперед и уборку с локомотивом в голове (рис. 15, а и в). Однако с точки зрения производства маневровой работы и обслуживания целесообразнее при определенных условиях осуществлять подачу вагонов с локомотивов в голове. Для этого необходимы дополнительные соединения путей (рис. 15,г).
устройство с порталом и передвигающимся по нему краном
Рис   16 Ранее применявшееся для перевалки устройство с порталом и передвигающимся по нему краном

Порядок обслуживания при перестановке вагонных групп
Рис. 17. Порядок обслуживания при перестановке вагонных групп на разделенном стрелочными переводами погрузочном пути причала:
1 — начальное положение; 2 — конечное положение

Смена вагонов, т. е. уборка ранее поданных и подача новых вагонов, должна занимать как можно меньше времени  и при определенных условиях производиться во время перерывов погрузки и выгрузки.
Время и рейсы по передвижению будут иметь наименьшее значение, если пути для смены вагонов лежат рядом с путем погрузки (рис. 17, а). Однако на причальных сооружениях, возведенных в большинстве случаев искусственно, укладка на них путей, не используемых непосредственно для грузовых работ, является неэкономичной. Если районная станция, кроме того, лежит на большом расстоянии, то по аналогии с перегрузочным складом перед началом бассейна укладывается особая группа выставочных путей. На них могут быть выставлены вагоны в случае опоздания судов.
Минимум маневровой работы с одновременной укладкой минимального числа путей на причале никогда невозможно полностью осуществить. На рис. 17, б—з показаны этапы смены вагонов на причале для обработки штучных грузов.
На рис. 17,6 показана подача вагонов с портовой станции с локомотивом в голове, причем вагонные группы распределяются по отрезкам пути 1с, 1в и 1а.
На рис. 17, в локомотив переставляет подлежащую уборке вагонную группу на путь 2а, так, что подготовленные к подаче вагоны могут быть переставлены на освобожденный путь За (рис. 17,г). Оттуда (рис. 17, д) локомотив переставляет вагонами вперед подлежащую уборке группу с пути Зв на путь 2в, чтобы затем подать группу с локомотивом в голове с пути 1в на путь Зв. Теперь локомотив должен следовать один на путь Зс через пути 1а и /в, чтобы убрать стоящую там группу на путь 2с и в заключение (рис. 17, з) подать на путь Зс вагоны, стоящие на пути 1с.
После окончания этих операций подлежащие уборке замененные вагоны стоят тремя группами на путях 2а, 2в и 2с. Они сцепляются для передачи на портовую станцию. Оба изображенных точками пути 4 и 5, как правило, также укладываются и используются для стоянки вагонов, если они не предназначены для выполнения дополнительной работы по выгрузке или погрузке.

Пути для подачи-уборки вагонов и парк для отстоя вагонов
Рис. 18. Пути для подачи-уборки вагонов и парк для отстоя вагонов:
D — ходовой путь; Wi, W2, W3 — пути для подачи-уборки вагонов
Рис. 19. Путевое развитие на причале с вагонными весами:
Путевое развитие на причале с вагонными весами
D — ходовой путь; Wl, W2, W3 — пути для подачи-уборки вагонов

Как правило, отказываются от использования таких путей для отстоя вагонов в пользу создания дополнительного пути для погрузки-выгрузки (рис. 15 и 18). Пути Wl, W2 и т. д. замены вагонов для причалов судов 1,2 ит. д. располагаются таким образом перед началом причала. Такое расположение тем нужнее, чем дальше лежит районная станция или, если она отсутствует, объединенная основная портовая станция. Вагоны, которые подлежат обработке за время, отличающееся от нормального времени погрузки, могут быть расположены временно на путях парка для стоянки.
Погруженные штучным грузом и отправляющиеся на сеть вагоны почти не нуждаются во взвешивании, поэтому вагонные весы очень редко можно встретить на причале для обработки штучных грузов (рис. 19).
При очень большой мощности складов, расположенных на причале, они имеют вдоль обоих фронтов путевое развитие для перегрузки.