Содержание материала

Рассматривая действие регулятора, мы установили определенную зависимость между перемещением точки д кулисного механизма по кривой I—II—III—IV—V—VI (см. рис. 9) и работой регулирующего механизма. 
При этом было принято, что при нормальном зазоре между поверхностями катания колесных пар и колодками торможение начинается, когда точка д (см. рис, 11) кулисного механизма совпадает с точкой IV кривой I—II—III—IV—V—VI (см. рис. 9), т. е. этому положению соответствует начало прижатия колодок к колесам.

Рис. 11. Кривые движения точки д шпильки перекидного рычага кулисного механизма в зависимости от положения направляющего ролика и максимально возможного хода поршня тормозного цилиндра

Однако характер кривой I—II—III—IV—V—VI зависит от расстояния, на котором направляющий ролик располагается от прилива-отметки кулисы, т. е. от расстояний А1, А2, А3 (см. рис. 11), определяемых величин свободного хода поршня тормозного цилиндра.
На рис. 11, слева направо дано три положения направляющего ролика относительно прилива-отметки 1: А1 — минимальное расстояние около 45 мм; A2 —   среднее расстояние — около 85 мм; А3 — максимальное расстояние —  около 125 мм.
Положению ролика, расположенного на расстоянии А1, соответствуют кривая I—II1—III1—IV1—V1—VI1 и величина свободного хода поршня тормозного цилиндра, равная h1.
Положению ролика, находящегося на расстоянии А2, соответствуют кривая I2—II2—III2—IV2—V2—VI и величина свободного хода поршня, равная h2.
Положению ролика, передвинувшегося на расстояние A3, соответствуют кривая I3—II3—III3—IV3—V3—VI и величина хода поршня h3.
Справа рисунка показаны совмещенные кривые перемещения точки д для трех положений A1, А2 и А3 направляющего ролика. Рассматривая указанные кривые, мы видим, что при любом положении направляющего ролика начальные I и конечные VI положения точки д кулисного механизма совпадают; изменения характера кривой I—II— III—IV—V—VI в зависимости от положения направляющего ролика связаны, главным образом, с увеличением или уменьшением расстояния между точками I—IV, в нашем примере эти расстояния равны h1, h2, h3, соответствующие свободному ходу поршня тормозного цилиндра, т. е. lс1= h1; lс2= h2 и lс3=h3. Величина же свободного хода поршня тормозного цилиндра определяет величину зазора между колодками и колесами.
Таким образом, переставляя ролик в вырезе кулисы и изменяя расстояние А, мы изменяем свободный ход поршня тормозного цилиндра и тем самым увеличиваем или уменьшаем зазор между колодками и колесами, т. е. даем возможность раньше или позже (в начальный момент · торможения) прийти снова в соприкосновение конусам 5 (см. рис. 6) и 6 упорного кольца и неподвижной втулки головки регулирующею механизма. Или, что то же самое, изменяя расстояние А, мы увеличиваем или уменьшаем время, в течение которого образуется зазор К (см. рис. 7) между указанными конусами.
Независимо от положения направляющего ролика кулисного механизма при нормальном зазоре между колодками и колесами конусы упорного кольца и неподвижной втулки прижмутся друг к другу тогда, когда точка д (см. рис. 9) кулисного механизма находится в точке IV, соответствующей расстоянию А. В это же время колодки начнут прилегать к колесам. Если последнее произойдет раньше,
то при наличии зазора между конусами упорного кольца неподвижной втулки и усилий в тормозных тягах регулятор при первом торможении распустит рычажную передачу, установив нормальные зазоры, соответствующие размеру А, а если позже — сократит при отпуске тормоза. Поэтому во время рассмотрения работы регулятора при нормальном зазоре между колодками и колесом было принято, что колодки должны прилегать к колесам тогда, когда точка д кулисного механизма будет находиться в точке IV кривой I—II—III—IV—V—VI.
Перестановка направляющего ролика в вырезе кулисы дает возможность устанавливать нормальный зазор между колодками и колесами в широком диапазоне передаточных чисел п тормозной рычажной передачи подвижного состава, т. е. в пределах п=5,6—20,0.