Содержание материала

новый вокзал

На некоторых пассажирских станциях имеются большие здания, предназначенные для пассажиров, имеющих сезонные билеты, и для пригородных пассажиров. Здания на таких станциях обычно бывают каменные; стены их делаются из кирпича, блоков, пустотелых кирпичей и бетона, а крыши — из шифера, черепицы, асбестовых плиток или металла. Многие здания имеют подвалы, в которых помещаются отопительные установки и склады, хотя в некоторых случаях полы здания располагаются непосредственно на засыпке. Внутренние стены обычно представляют собой деревянные перегородки, обшитые металлической сеткой и оштукатуренные или сложенные из пустотелого кирпича и тоже оштукатуренные; потолки также обшивают металлической сеткой и штукатурят; также штукатурят и наружные стены. Чистые полы в зданиях более высокого класса делают из заранее изготовленных цементных плиток, из террацо, из керамиковых плиток, мрамора или кленовых досок. Большое количество дорог делают монолитные цементные полы, которые после затвердения шлифуют; такие полы легко мыть, и они считаются более гигиеничными и огнеупорными.

Примеры из практики.

Некоторые недавно законченные вокзалы представляют собой металлическую конструкцию. Пол зданий сделан из предварительно изготовленных бетонных плит. Плиты имеют стержни, используемые для их соединения. В этих зданиях места продажи билетов полностью изолированы и красиво оформлены; перегородки сделаны из алюминия или стекла.
Другой новый вокзал имеет кирпичные стены со стальным каркасом. Железные навесы, скрепленные с металлическим каркасом здания, увеличивают действительные размеры вокзала. Большие оконные проемы, размером от пола до потолка, дают возможность видеть окружающую местность, украшенную большими деревьями и насаждениями вдоль платформ. Внутренняя отделка зала ожидания выполнена в клубном стиле; стены выложены из кирпича и не оштукатурены; в качестве отделки применены панели из орехового дерева; пол сделан из террацо. Для украшения помещения использованы художественное освещение, ящики с цветами и камин с горящими дровами.
В случае проектирования небольших вокзалов необходимо обеспечить простоту наблюдения за порядком, так как такой вокзал в течение многих часов обслуживается только одним человеком. Если возможно, здание должно иметь один главный зал ожидания; вход в комнату отдыха для женщин должен быть расположен напротив билетной кассы; вход в дамскую туалетную комнату должен быть из комнаты отдыха. Вход в туалетную комнату для мужчин должен находиться в главном зале ожидания и быть хорошо виден из окна билетной конторы. Билетный агент должен иметь свободный доступ как в помещение для багажа, так и в зал ожидания; он должен иметь также свободный доступ к отопительной установке, если для ее нормальной работы необходимо вмешательство человека.

1 — подъезд к станции; 2 — багажное помещение и транспортная контора; 3 — билетные кассы; 4 — общий зал ожидания; 5 — туалетные комнаты; 6 — дамская комната; 7— пути
план небольшого вокзала
Рис. 4. Рекомендуемое расположение помещений в пассажирском здании с одним общим залом ожидания:
На рис. 4  показан план небольшого вокзала.

Многие вокзалы снабжаются специальными помещениями для багажа и транспортной конторы; иногда для багажа и конторы имеются отдельные помещения. Полы в этих помещениях обычно бывают слегка приподняты над уровнем пассажирских платформ; материалом для полов служат бетон и асфальтовая мастика или, в более дешевых зданиях, деревянные доски. Багажное помещение должно быть снабжено платформой на уровне высоты пола грузовика, на которую разгружаются ящики и тяжелый багаж. Багажное помещение должно иметь также полки для чемоданов и небольших свертков. В помещении должны быть весы.

РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
Исчерпывающие рекомендации по конструкции вокзалов и расположению указателей даются в спецификациях, включенных в Наставления AREA. Спецификации имеют следующее содержание:

  1. Пассажирские вокзалы с одним общим залом ожидания

Наличие одного общего зала ожидания в пассажирских вокзалах рекомендуется в тех случаях, когда это:
а)    позволяет общий вид зала ожиданий делать более соразмерным;
б)   допускает соответствующее развитие туалетной комнаты для женщин, с отдельным входом в нее, особенно на узловых станциях, где возможны длинные переходы;
в)   создает возможность другие помещения делать соразмерными;
г)   обеспечивает удобный выход из конторы агента к поездам, в багажное помещение и в зал ожидания;
д)    позволяет билетной конторе давать целесообразные размеры и расположение;
е)    позволяет делать вокзал меньших размеров и без ущерба для его обустройств;
м)    создает экономию в топливе.

  1. Отопление

На вокзалах среднего размера, состоящих из одного или двух залов ожидания и конторы, где нет необходимости поддерживать постоянную температуру, для отопления можно применять печи или циркуляционные обогреватели.
На больших по размеру вокзалах, состоящих из двух залов ожидания и более, отделенных один от другого конторой, или на вокзалах с количеством этажей не меньше двух рекомендуется применять центральное отопление, использующее для обогрева водяной пар, горячую воду или горячий воздух.
Здания, кубатура которых доходит до 560 м3, могут обогреваться такой системой водяного отопления, при которой котел располагается на уровне пола станции.
Там, где имеется недорогой газ, при наличии соответствующей вентиляции, можно применять газовое отопление.

  1. Освещение

Наиболее безопасным, удовлетворяющим всем требованиям желательным видом освещения является электрическое, которое должно применяться во всех вокзалах, где имеется надежный источник энергии и цена электрической энергии не слишком высока.
Рекомендуется, чтобы все провода были заключены в жесткие металлические трубки.
Электрическая сеть должна быть устроена так, чтобы освещение можно было регулировать, достигая этим наименьшего расхода энергии, но не забывая в то же время об удобствах пассажиров и о безопасности. Схема электрической сети должна быть такова, чтобы к регулирующим устройствам был удобный доступ для служащих, отвечающих за экономное использование осветительной системы.
Ниже приводится интенсивность освещения, рекомендованная для различных помещений вокзалов.

 

Футосвечи

Залы ожидания     

 

15

ДО

25

Комнаты отдыха и курительная комната

  »

1 5

»

25

Билетная контора  

 

20

»

30

 

 

5

»

10

Багажное помещение

 

5

 

1 0

Поездные платформы

 

5

»

8

Туалетная комната и умывальная

 

8

 

1 0

Осветительные приборы должны выбираться так, чтобы они давали рассеянный свет желаемой яркости.
Для освещения зал ожидания, билетных контор, комнат отдыха, курительных комнат и вестибюлей рекомендуется использовать отраженный или полуотраженный свет; там, где потолки слишком высоки, применяются осветительные приборы на подставках.
Для освещения багажных помещений и крытых поездных платформ считаются приемлемыми и экономичными осветительные приборы, снабженные эмалированными железными рефлекторами.
Для освещения открытых платформ можно применять прожекторы заливающего света при условии, что они не будут слепить глаза, так как это опасно для поездных бригад.
Если требуется, в особых условиях можно осуществлять специальное или концентрированное освещение.

  1. Платформы

(высокие платформы на пассажирских станциях)
Рекомендуется, чтобы высокие платформы были расположены только у путей, по которым ходят исключительно пассажирские поезда.

  1. Санитарные устройства на станциях

Во всех вокзалах в полах должны быть предусмотрены каналы для прокладки коммуникации; надо избегать неровностей, в которых может скопляться грязь.
В туалетных комнатах полы и обшивка стен должны быть сделаны из водонепроницаемого материала для того, чтобы было легче поддерживать чистоту. Помещения должны хорошо проветриваться и освещаться.
в.  Лестницы и пандусы
Там, где можно применять пандусы, устройства лестниц надо избегать.
В тех случаях, когда подъем не превышает 12%, пассажирами с успехом используются пандусы, поверхность которых обработана материалом, препятствующим скольжению. Тем не менее там, где это возможно, рекомендуется пандусы делать не круче 10%.
Ступени лестниц должны быть сделаны из нескользкого материала или поверхность их покрыта таким материалом.
Размер проступей лестниц, по которым проходит большое количество людей, должен быть не более 33 см, но не менее 28 см\ подъем ступени лестницы должен быть не более 18 см и не менее 15 см. Два подъема и один размер проступи в сумме должны составлять 64—66 см.
На лестницах, где в марше оказывается больше 16 ступеней, делают промежуточные площадки и, если возможно, сохраняют в каждом марше лестницы по 10 или 12 ступеней. Не делают лестниц с количеством ступеней меньшим трех. Там, где применяется выступающая предохранительная кромка ступени, ширина ее в плане должна быть не больше 25,4 мм. Ширина площадки лестницы в направлении движения должна быть не меньше 1,22 м.
Если это осуществимо, то в одном и том же здании все ступени лестниц, используемых пассажирами, должны иметь одинаковую высоту.
Ступени и косоуры должны представлять собой монолитную конструкцию.
На всех лестницах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение; надо избегать слепящего света и теней.
С обеих сторон всех лестниц должны быть перила; если лестница шире 2,44 м, то должны быть предусмотрены перила посредине лестницы. Верх перил должен находиться по вертикали на расстоянии 86 см от ступени; ось перил должна быть расположена на расстоянии не менее 13 см от поверхности стены; при наличии смежных перил расстояние между ними должно быть не меньше 20 см.
Лестницы и пандусы должны быть расположены в направлении основного движения пассажиров; вверху и внизу лестниц должно быть достаточное пространство, чтобы толпа имела возможность свободно разойтись.

  1. Внутренняя отделка

Изнутри пассажирские вокзалы должны быть отделаны материалами, имеющими красивый вид и окраску; в то же самое время отделочные материалы должны быть прочными и не требующими дорогостоящего ухода.
Особое внимание уделяется отделке полов. Полы должны быть эластичными, прочными и такими, чтобы легко было поддерживать чистоту.

  1. Оборудование мест стоянок автомобилей

Если возможно, железнодорожные вокзалы должны быть расположены так, чтобы около них было предусмотрено место для стоянки автомашин; стоянка не должна закрывать проезд и и мешать подъезду к станции. Места стоянок автомобилей должны быть огорожены и иметь соответствующее освещение и дренаж.