Содержание материала

Реконструкция вокзалов включает в себя различные виды работ, начиная от замены шиферной кровли кровлей из цветного гонта и кончая сломом всего здания, кроме фундамента. Надо затратить много труда, чтобы сделать вокзалы более привлекательными и удобными для клиентов, особенно в том случае, если железные дороги хотят удержать клиентов от использования ими других видов транспорта, конкурирующих с железными дорогами. Для наружной и внутренней отделки вокзалов в соответствии с требованиями современности имеется много новых материалов, таких, как стеклянные блоки, строительное стекло, нержавеющая сталь, алюминий, хром, резина, асфальт, асбест, фанера, пластмассы и черепица. Многие из этих новых материалов имеют разнообразную окраску, позволяющую создавать красочную внутреннюю и наружную отделку зданий; кроме того, такие материалы довольно прочны и дешевы.

Внутренняя отделка.

Большое количество колонн в залах ожидания с высокими потолками заменяется балками больших пролетов. Потолки делаются более низкими; для потолков применяются акустические, изоляционные материалы и штукатурный гипс.
Старые деревянные полы обязательно покрываются вновь. Прочным покрытием для полов служат различные оригинальные виды — террацо-виниловые и пластмассовые плитки. Деревянную обшивку стен удаляют и заменяют фанерой, винилом, уложенным на специальную подготовку, металлическими панелями, литыми террацо или мраморной обшивкой. Обычно водяное или паровое отопление с громоздкими радиаторами, при котором топливом служит уголь, заменяется автоматическими нефтяными или газовыми отопительными установками, использующими излучение тепла и принудительную подачу горячего воздуха конвекционными отопительными агрегатами. Появление автоматического отопления явилось решением проблемы отопления, так как многие станции бывают открытыми в течение пяти или шести дней в неделю и большей частью только в течение дневных рабочих часов.
На рис. 3 представлен внутренний вид реконструированного вокзала.
Железнодорожный вокзал зал ожидания

Наружная отделка.

Наружная реконструкция пассажирских зданий состоит из устранения высоких фронтонов, башен, украшений в виде орнаментов, арочных окон, выступающих карнизов, небольших деревянных оконных рам и громоздких крытых платформ. Для того чтобы придать вокзалу современный вид, применяют плоские крыши, уменьшают высоту зданий, используют черепицу и обшивку досками клинообразного сечения, раскрашивают наружную поверхность кирпичных стен, рамы и переплеты делают из алюминия, применяют гончарные плитки, поверхность стен у входа облицовывают металлическими листами с фарфоровой отделкой, устраивают стеклянные входы и автоматически открывающиеся двери.
При реконструкции вокзалов большие изменения произошли в конструкции навесов. В настоящее время часто применяются двусторонние консольные навесы над платформами (типа «Баттерфляй»), состоящие из 20-см колонн широкополочного профиля и перекрытия, представляющего собой неоштукатуренную стальную конструкцию, покрытую ребристой железобетонной плитой, или каким- либо другим материалом. Вокруг всего вокзала делается навес, представляющий собой консоль; в других случаях навес поддерживается тонкими колоннами. На некоторых вокзалах такими укрытиями снабжаются только платформы, с которых отправляется большая часть поездов. Обычно так бывает на вокзалах, где производится пересадка пассажиров.
Крытые платформы производят приятное впечатление на клиентов, приехавших на такси, автобусах и в собственных машинах. Они могут выйти из автомашины, купить билеты и идти к поезду, не замочив в дождливую погоду своей одежды.

РЕКОМЕНДАЦИИ АРЕА
Вопрос реконструкции станционных зданий всесторонне изучался AREA. В трудах AREA  помещен на семи страницах информационный доклад Комитета по зданиям. Этот доклад охватывает все основные вопросы: планировку зданий, переделку внутренних устройств, обстановку помещений и изменение наружной отделки.
Дальнейшее изучение вопроса реконструкции пассажирских станций проводилось Комитетом по сортировочным и тупиковым станциям. Рекомендации в том виде, в каком они были приняты и опубликованы в Наставлении, приведены ниже.
Реконструкции
а)    Ничто не имеет такого большого значения для удобства пассажиров на вокзалах, как чистота и порядок.
б)     При изучении усовершенствований, касающихся пассажирских вокзалов, ни в коем случае нельзя терять из виду вопросы экономии.
в)     В некоторых случаях железнодорожные и автобусные вокзалы могут быть объединены с выгодой для обоих видов транспорта.
г)    Пути и платформы часто приходится удлинять с учетом того, что в настоящее время поезда стали длиннее. В свою очередь приходится больше уделять внимания пересмотру устройств сигнализации.
д)    Когда производится общая реконструкция вокзалов, то вместо куполообразных станционных навесов предусматривается устройство зонтичных навесов, двусторонних консольных навесов (типа «Баттерфляй») или других современных конструкций.
е)    При реконструкции вокзала надо принимать во внимание характер страны и "преобладающий в ней архитектурный стиль.
м)     Вследствие наблюдающихся изменений в привычках пассажиров и появления новых способов перемещения их к вокзалам и от них в настоящее время, как правило, пассажирами тратится гораздо меньше времени на ожидание поездов; тем не менее, пассажиры хотят пользоваться всеми современными удобствами в залах ожидания, при покупке билетов или оформлении багажа; они хотят иметь более удобные туалетные комнаты и большие общие удобства передвижения. Эти удобства должны быть осуществлены после того, как будет закончена основная реконструкция станции.
з)     Отдельный комбинированный зал ожидания может служить заменой прежней планировки, состоящей из двух отдельных комнат.
и)   Прежние курительные комнаты, которые часто служили местом время препровождения нежелательной публики, при значительных изменениях вокзалов могут быть совсем ликвидированы.
к) Вместо сквозных решеток вестибюль отделяется от платформ сплошной стеной; это дает возможность отапливать его и делать в зимнее время комфортабельным для пассажиров; таким образом, вестибюль становится дополнением к залу ожидания. Если можно обеспечить необходимые удобства, то многие пассажиры предпочитают ожидать поезда там, откуда можно следить за их движением.
л) Надо предусмотреть, чтобы вестибюли и проходы не могли использоваться людьми, не являющимися пассажирами, так как они могут мешать передвижению пассажиров.
м) Особое внимание должно уделяться указателям расположения помещений. Они должны быть хорошо видны, но в то же время не быть кричащими; указатели должны быть расположены так, что если пассажир не заметит его и пойдет в неправильном направлении, следующий указатель покажет ему нужное направление. Это особенно важно в тех случаях, когда коридоры очень длинны, а повороты и различные устройства находятся в разных уровнях.
н) Усовершенствование процесса продажи билетов заключается в том, что вместо прежних небольших решетчатых окон делаются широкие отверстия, а там, где это невозможно осуществить, окна и решетки заменяют открытым прилавком; это создает более приятную атмосферу. Нельзя забывать  и о хранении денег и запаса железнодорожных билетов.
о) Зал ожидания старого типа может быть переоборудован при сравнительно небольших затратах, т.е. заменой старых жестких скамей с прямыми спинками современной мебелью — стульями, кушетками и несколькими столами, устройством современного освещения и окрашиванием стен в приятные, гармонирующие с обстановкой цвета.
п) Прежние туалетные комнаты, доступ в которые был свободный, должны быть заменены автоматически закрывающимися помещениями; на больших конечных станциях должны быть автоматически открывающиеся гардеробные и ванные комнаты.
р) Должны быть должным образом размещены обогревательные устройства, применение которых снижает расходы, связанные с отоплением здания, и улучшает качество обогревания зданий.
с) Должно быть предусмотрено, если это возможно, место для стоянки частных автомашин во время ожидания поезда.
т) При составлении плана реконструкции надо принимать в расчет возможность перегрузки существующих электрических, водяных и паровых устройств. Должны быть приняты меры по повышению производительности этих устройств до требуемого уровня.