Сварка и наплавка рельсов и других металлических элементов пути
Способы сварки. Наплавка концов рельсов. Наплавка боксовин. Наплавка крестовин и остряков
Сварка и наплавка, впервые примененные при ремонте машин и других металлических деталей и конструкций, в настоящее время получили всеобщее признание. Железными дорогами наплавка широко применяется как средство продления срока службы рельсов и других металлических элементов верхнего строения пути. В настоящее время различные способы наплавки находятся в стадии прогрессивного развития и выгодность наплавки доказана. Все же наплавка не является выгодным способом при всех случаях ремонта. Например, были случаи, когда для ремонта элементов пути применялась наплавка, в то время как правильнее было бы изношенные элементы заменить новыми.
Уже достаточно давно ряд дорог в качестве опыта впервые применил наплавку крестовин и сильно сбитых концов рельсов. Однако в результате недостаточного знания техники наплавки было получено низкое качество работы. Наплавленный металл часто отслаивается от основного металла, и поэтому железные дороги не стремились широко использовать наплавку как средство продления срока службы элементов пути.
Наиболее прогрессивные железные дороги проявили в этом направлении упорство и продолжали применять наплавку, так как видели, что этим путем можно достигнуть значительной экономии в материалах и расходе рабочей силы на текущее содержание пути; новые же крестовины и остряки стоили довольно дорого; смятые концы рельсов ухудшали условия движения поездов и увеличивали расходы на содержание стыков. Имеющийся небольшой опыт восстановления рельсовых концов показал, что в случае успешного выполнения наплавки стоимость ее оказывалась существенно ниже, чем стоимость обрезки концов рельсов и во много раз ниже стоимости переплавки рельсов (отправка рельсов на рельсопрокатные заводы для переплавки в то время очень широко практиковалась). Все это заставляло дороги привлекать к работам опытных сварщиков из других отраслей промышленности. После того как основы наплавки были освоены, она получила весьма широкое распространение, и в настоящее время вряд ли можно найти дорогу в штатах, где не было бы того или иного количества сварщиков.
Наплавка в мастерских
При известных обстоятельствах наплавка элементов верхнего строения пути в мастерских, кроме лучшей сохранности материалов и улучшения способов ремонта, имеет ряд других преимуществ, к которым относятся наличие в мастерских различных приспособлений для улучшения наплавки и возможность без каких-либо задержек выполнять работу независимо от состояния погоды. Когда элемент верхнего строения практически достигает конца своего срока службы в главном пути, его можно направить в центральные ремонтные мастерские. После соответствующего осмотра и ремонта отремонтированный элемент пути используют на менее ответственных линиях.