ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ УСТРОЙСТВ
Экономически выгодно не только для промышленных предприятий, но и для железной дороги, если повагонные отправки перегружаются не на грузовых устройствах, принадлежащих железным дорогам с дальнейшей перевозкой автомашинами, а непосредственно в районе производственного предприятия отправителя или получателя. Экономическое преимущество перевозок «от двери до двери» устраняет промежуточную перегрузку и сохраняет груз. Необходимое для этого путевое развитие независимо от протяженности и значения называется подъездными путями.
Подъездные пути не являются самостоятельными железными дорогами они представляют собой часть предприятий и заводов, для целей которых они уложены и предназначены. Это железнодорожные сооружения, которые частично или полностью служат для посредничества в грузовых перевозках между одним или несколькими владельцами подъездных путей и железной дорогой общего пользования, в Германии, например, с Государственными железными дорогами. Подъездные пути предприятий должны позволять осуществлять движение по ним подвижного состава Государственных железных дорог Германии.
В зависимости от величины подъездных путей их владелец может осуществлять обслуживание своими силами или он передает эту работу Государственным железным дорогам Германии. Он также ответствен за строительство и состояние путевого развития, а также за сохранность переходящей на подъездные пути единицы подвижного состава. Однако по строительству и эксплуатации действуют не указания Правил строительства и эксплуатации общих железных дорог, а Правила строительства и эксплуатации подъездных путей.
Подъездные пути начинаются на стыке за стрелочным переводом примыкания. Если владелец подъездных путей осуществляет их обслуживание своими силами, то Государственные железные дороги Германии передают и принимают вагоны в определенном месте (пункт приемосдаточных операций Wiisi). Дороги, служащие только для внутреннего сообщения и не имеющие перехода вагонов, например карьерные железные дороги, называются промышленными железными дорогами.
Однако на подобных железных дорогах с нормальной шириной колеи всегда имеется определенная потребность в переходе вагонов. Этот переход необходим только на части сети, например на дорогах большого карьера для подвоза строительных материалов и механизмов, для монтажных работ или для обслуживания примыкающего предприятия по брикетированию угля. Эта часть имеет тогда характер карьерного подъездного пути.
Как велико значение подъездных путей для народного хозяйства становится ясным из того, что 80% грузовых перевозок начинаются или заканчиваются на подъездных путях. Однако из 5500 подъездных путей только 4% имеют ежесуточное поступление более 50 вагонов. Несмотря на все преимущества, для владельцев подъездных путей все же имеется экономический предел их создания. С учетом конкуренции с автотранспортом вагонооборот на подъездных путях составляет на Государственных железных дорогах Германии два вагона в сутки, на ЧСД, по допустимым народнохозяйственным затратам, — пять вагонов и на Государственных железных дорогах Германии — три вагона. При меньшем суточном поступлении подобные подъездные пути должны быть закрыты.