Содержание материала

Станции горных предприятий

Бурый уголь в кусках или брикетах, каменный уголь и калийные соли являются массовыми грузами, которые почти всегда отправляются с подъездных путей разработок месторождений. Необходимые для этого сооружения в общем называются станциями горных предприятий и различаются лишь незначительно по процессу погрузки и по схеме устройств.
Порожние вагоны подаются в различном порядке, лишь при перевозке калийных солей в большинстве случаев применяются кольцевые маршрутные поезда. Погрузка осуществляется с помощью бункера при известных условиях раздельно по сортам груза. В большинстве случаев вагоны при отправлении подлежат подформированию по основным направлениям.

Путевое развитие станции горного предприятия
Рис. 9. Путевое развитие станции горного предприятия с трансбордером или вытяжным путей:
А — путь отправления; D — ходовой путь; Е — путь приема

На рис. 9 показана схема станции горного предприятия, пункт обменных операций вагонов которого не приведен. Задачи пункта обменных операций могла бы также выполнять группа из четырех путей (1—4). Поданные на путь 1 ив случае необходимости на путь 2 порожние вагоны переставляются далее на путь 10 или 9 и оттуда через трансбордер (устройство для поперечной передвижки) на пути 5, б и 7 к различным бункерам. По возможности вместо трансбордера укладывается вытяжной путь со стрелочной горловиной для превращения тупиковых путей в сквозные. Самостоятельное передвижение вагонов после погрузки с  одновременным взвешиванием обеспечивается наличием короткого участка пути с уклоном. Погруженные вагоны переставляются на путь отправления 4 или предварительно на пути 9 или 10 с расстановкой вагонов по основным направлениям. При примыкании к промежуточной станции существует в большинстве случаев только два основных направления.
При недостатке территории группа путей с 1 по 4 может быть расположена рядом с путем 10.
На горных разработках по добыче угля открытым способом для перевозки вскрытых пород и угля предусматривается специальное путевое развитие без передачи с него подвижного состава на пути карьера.

Станции для химических предприятий

В объеме одного учебника не может быть рассмотрено большое число различных отраслей промышленности с их более или менее типичными конструкциями путевого развития. На путевое развитие станций, подлежащих строительству в связи с большим дальнейшим развитием химической промышленности в Германии с ее системой и обширностью сооружений, необходимо, однако, обратить внимание. Эти промышленные сооружения с их заводскими дорогами, расположенными параллельно в продольном и поперечном направлениях и пересекающимися под прямым углом, имеют собственную структуру.

Внутренний транспорт предприятий в большинстве случаев для транспортировки жидких или газообразных промежуточных и конечных продуктов использует не рельсовые пути, а трубопроводы, которые обходят или пересекают заводские дороги. Продольные заводские дороги с расположенными на них фронтами для грузовых работ аналогично изображенным на рис. 8, а примыкают к лежащей впереди промышленной станции. Эта станция, если она расположена по условиям местности в непосредственной близости к станции Государственных железных дорог Германии, должна иметь схему пункта обменных операций вагонов. Очень большие комбинаты имеют несколько примыканий к железнодорожной сети общего пользования. При временном выходе из строя одного примыкания комбинат в этом случае полностью не отрезается от железнодорожной сети. Так, Народное предприятие Лейнаверке имени «Вальтера Ульбрихта», кроме своей станции примыкания, расположенной не в соседнем Мерзербурге, а севернее Гроскорбеты, имеет, примыкающие к станции комбината одно- и двухпутную железнодорожные линии для перевозки угля, и два других примыкания к сети Государственных железных дорог Германии. Промышленная станция при этом обслуживается только собственными локомотивами.
Такая промышленная станция в основном похожа на сортировочную станцию. Дополнительно на ней предусматриваются пути с фронтами для грузовых работ, теплоэлектростанция и пункты выгрузки сырья, а также парки для специальных порожних вагонов.
Рис.  10 представляет схематическое построение подобной станции. На станцию поступают груженые вагоны с сырьем, полуфабрикатами и строительными материалами для расширения предприятия, а также порожние вагоны — зачастую как специальные вагоны.
Станция и «путевые улицы» химического комбината
Рис. 10. Станция и «путевые улицы» химического комбината:
А — парк отправления; £ — парк приема; Кг — пересечение; О — сортировочный парк; W — парк заводских путей; Z — вытяжной путь

Со станции отправляются выгруженные вагоны, в том числе кольцевые маршрутные поезда между местом погрузки и местом переработки, и вагоны, груженные продукцией предприятия. В будущем так же, как на нефтеперерабатывающем заводе в городе Шведте, для транспортировки будут применяться трубопроводы.
Пути парка приема с прибытием против направления роспуска (все подходы с завода) и парка отправления имеют длину, равную длине поездов. Сортировка через горку производится с разбивкой по путям для грузовых работ и направлениям. На дальних концах укороченных сортировочных путей заводского парка вагоны подформировываются и составляются в передачи для обслуживания завода. Только после путей заводского сортировочного парка могут начинаться отдельные пути, расположенные на территории предприятия, на которые подача осуществляется вагонами вперед, а уборка — в голове с локомотивом. В этом случае пути предприятия для грузовых работ с группами вагонов или отдельными вагонами могут быть тупиковыми.