Инж. В. Д. ГАРСИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ\ НА МЕТРОПОЛИТЕНАХ
Рассмотрены особенности применения станционных и централизованных систем теленаблюдения на метрополитенах. Разработана станционная система теленаблюдения с организацией операторского пункта управления работой станции.
Даны рекомендации по организации службы ремонта телевизионных устройств.
Тенденция значительного увеличения объемов пассажирских перевозок на метрополитенах требует усиления контроля за работой эскалаторных наклонов и автоматических контрольных пунктов (АКП) станций, а также наблюдения за действиями пассажиров на платформах.
Значительную помощь в совершенствовании организации пассажироперевозок на метрополитенах оказывают промышленные телевизионные системы (ПТС). ПТС широко применяются на зарубежных метрополитенах для регулирования пассажиропотоков, обеспечения безопасности и необходимой информации пассажиров.
В зависимости от длины линии, числа станций и пассажиропотоков используются как системы централизованного теленаблюдения и управления для группы станций, линий или даже целого метрополитена, так и системы децентрализованного, станционного теленаблюдения.
Централизованные системы теленаблюдения применяются на метрополитенах (или линиях) небольшой протяженности, где наибольшее удаление центрального диспетчерского пункта (ЦДП) от крайних станций системы не превышает 5—8 км, со сравнительно небольшими пассажиропотоками (50-100 тыс. чел. в сутки). Такие системы используются на метрополитенах Атланты (США), Лиона (Франция), Глазго, Саппоро (Япония) и других городов.
С увеличением расстояния до ЦДП начинают резко возрастать затраты на аппаратуру для передачи телевизионных сигналов и ее обслуживание, падает устойчивость усиления сигналов, снижается надежность и качество передаваемых изображений, а при значительном росте пассажиропотоков и увеличении числа управляемых станций перегрузка диспетчера ЦДП может привести к ухудшению качества его работы.
Одновременно применяются и станционные системы теленаблюдения на многих метрополитенах мира, в частности метрополитенах Парижа, Лондона, Нью-Йорка.
Промышленное телевидение на метрополитенах СССР применяется с 1974—1975 гг. В настоящее время промышленными телевизионными установками (ПТУ) оборудована часть Станций Московского, Киевского, Ленинградского и других метрополитенов.
В результате исследований, проведенных ВНИИЖТом, удалось установить, что на метрополитенах крупных городов рациональнее использовать станционные системы теленаблюдения с организацией на станции операторского пункта и передачей оператору функций управления работой всей станции. Для обеспечения эффективной работы такой системы требуется применение однокамерных и малокамерных ПТУ.
На операторском пункте станции (см. рисунок) устанавливают видеоконтрольные устройства (ВКУ) и пульты управления (ПУ) телеустановками 1-6 и ВКУ, средства оперативной остановки и пуска эскалаторов, промежуточные пункты диспетчерской связи поездного и эскалаторного диспетчеров, выносной пульт управления аппаратурой громкоговорящего оповещения, аппаратуру передачи видеосигнала поездному и эскалаторному диспетчерам, кнопки управления дополнительными станционными светофорами, выключатели напряжения контактного рельса на станционных путях, видеомагнитофон для документирования различных ситуаций на станции.
Операторский пункт станции метрополитена: а, б, в, г, д, е, ж — мониторы; 1 — поезд
Дежурный оператор станции постоянно наблюдает за посадкой пассажиров в поезда, платформами и станционными путями, а также одновременно за верхней и нижней площадками эскалаторов, что необходимо для выбора оптимального направления движения резервного эскалатора, особенно в часы «пик». Рациональное расположение изображений на экранах ВКУ облегчает оператору их одновременное восприятие. Оператор управляет пассажиропотоками на станции, имея возможность останавливать и пускать эскалаторы, останавливать поезда до въезда на станцию, снимать напряжение с контактного рельса на станционных путях, использовать громкоговорящее оповещение.
Проведенные эксперименты подтвердили, что при фиксированной установке телекамер и постоянном расположении изображений на экранах ВКУ значительно повышается скорость реакции оператора в случае возникновения на станции критических ситуаций. В зависимости от конкретных условий работы линии метрополитена и наибольшей экономической эффективности возможны различные сочетания станционных и централизованных телевизионных систем.
В связи с внедрением аппаратуры теленаблюдения на метрополитенах необходимо оценить с помощью методов теории массового обслуживания1 основные параметры систолы обслуживания и ремонта телевизионных устройств, которые создаются на метрополитенах.
1. Розенберг В. Я., Прохоров А. И. Что такое теория массового обслуживания М.: Сов. радио, 1965. 265 с.
Для определения требований на ремонт аппаратуры необходимо иметь входящий поток информации. Если требование попадает в ремонтную систему, когда все радиомеханики заняты, оно становится в очередь и ожидает ремонта. Таким образом, данная система массового обслуживания — система с ожиданием. Так как число телевизионных устройств и радиомехаников в службе ремонта имеют определенную, конечную величину, то очевидно, что данная систола массового обслуживания — система с ограниченным потоком требований и конечным числом обслуживающих аппаратов. Кроме того, эта систола с неупорядоченным обслуживанием, так как каждое из поступивших требований на ремонт может попасть к любому из свободных или освободившихся радиомехаников.
Входящий поток требований стохастический и обладает свойствами стационарности, ординарности и отсутствия последействия, что позволяет считать его простейшим потоком (1), в котором вероятность поступления в промежуток времени t требований к задается формулой Пуассона
В соответствии с этими расчетами, проведенными для линии метрополитена из 14 станций (126 однокамерных ПТУ), штат системы обслуживания и ремонта телевизионных устройств, обеспечивающей бесперебойную работу системы теленаблюдения, состоит из двух радиомехаников высокой квалификации, постоянно занятых стационарным ремонтом блоков ПТУ, и двух радиомехаников для проведения регламентного обслуживания ПТУ, а также для замены неисправных блоков запасными.
Внедрение станционных систем наблюдения с операторскими пунктами повышает культуру обслуживания пассажиров, значительно улучшает условия труда работников станции и частично высвобождает обслуживающий персонал.