ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
Ускоренная перестановка вагонов
Сокращение времени перестановки вагонов, отправляющихся в преимущественном направлении
Перестановка грузового вагона на сортировочной станции от поезда, подлежащего расформированию к вновь формирующемуся поезду, занимает большую часть общего времени перевозки. Перестановка прерывает движение вагона от 3,5 до 8 ч и более, а в среднем на 6 ч. На длительное пребывание вагонов на станции влияет время всякого рода ожиданий, которое возникает вследствие неравномерного поступления поездов. Так, до роспуска составов после прибытия поездов проходит в среднем 1,4 ч. Роспуск составов производится относительно быстро — приблизительно в течение 15 мин. За роспуском следует пребывание на путях накопления для формирования полносоставного поезда, которое длится от нескольких минут до нескольких часов, а в среднем около 3 ч. Формирование составов отправляемых поездов (одногруппные и многогруппные поезда) требует опять-таки от 5 мин до 2 ч, к которым прибавляется время для окончательной обработки поездов от 1 ч 10 мин до 1 ч 15 мин. Минимальное время нахождения вагонов на станции, обусловленное техническим и организационным процессом, составляет не менее 2,5 ч. Оно требуется для возможности отправления в нужное время и для накопления до полновесного поезда.
Такое длительное время нахождения на станции особенно неприемлемо для срочных повагонных отправок, например, для вагонов, отправляющихся в преимущественном направлении. Схема путевого развития и организационные мероприятия должны предусматривать возможность для них значительного сокращения времени переработки. Это позволяют обеспечить устройства для ускоренной обработки поездов с грузом большой скорости и ускоренных грузовых поездов, а также транзитные парки для переприцепки вагонов и смены локомотивов. Эти устройства устраняют вынужденное поэтапное прохождение вагонов через всю систему сортировочной станции, требующее большой затраты времени. Возможное в связи с этим увеличение перерабатывающей способности станции связано, однако, с увеличением объема маневровой работы.
Путевое развитие для перестановки вагонов
Перестановка вагонов может предусматриваться для выполнения транспортного и эксплуатационного процессов в следующих случаях:
от прибывающего поезда к отправляемому;
от прибывающего поезда к местным дополнительным устройствам; от местных дополнительных устройств к отправляемому поезду; от поезда, останавливающегося на станции для переприцепки вагонов, к отправляемому поезду или к местным дополнительным устройствам;
от прибывающего поезда и местных дополнительных устройств к поезду, производящему переприцепку вагонов;
между двумя поездами, останавливающимися на станции для переприцепки вагонов.
Рис. 1. Путевое развитие для перестановки вагонов отправления в преимущественном направлении:
Л— парк отправления; Bw — локомотивное депо; Е — парк приема; С — сортировочно-отстойные пути; Hi — сортировочный парк; Z — дополнительные устройства
В соответствии с этим должны предусматриваться соединения между парками приема и отправления, местными дополнительными устройствами и транзитным парком. В большинстве случаев это назначение могут выполнять также ходовые пути. Вагоны, отправляющиеся в преимущественном направлении для облегчения их перестановки, размещаются в останавливающихся поездах, как правило, в голове поезда, так чтобы сменяемый поездной локомотив мог подать ее до локомотивного депо при соответствии движения локомотива с направлением их пункта назначения на станции. Свободным маневровым локомотивом или локомотивом отправляющегося поезда эта группа доставляется затем к предусмотренному месту назначения. Если локомотивное депо находится в непосредственной близости от парка отправления (рис. 1), то получаются наиболее простые транспортные связи.
Транзитные парки
Если вагонопотоки для формирования одногруппных поездов дальнего следования недостаточны и время накопления для этих поездов на станции формирования не должно быть слишком большим, то к образующимся таким неполносоставным транзитным поездам прицепляется вторая группа вагонов, предназначенная для расположенного на пути следования узла или участковой станции. На участковой станции эта группа меняется на другую до следующего попутного узла или станции. Для того чтобы эта смена происходила беспрепятственно и быстро, используется транзитный парк переприцепки вагонных групп, который удобнее всего располагать между обходными путями линий соответствующего направления и путями сортировочной станции. В этом парке может одновременно выполняться смена локомотивов. Путевое развитие должно быть дополнено путями для стоянки локомотивов.