Содержание материала

VI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕПЛОЙ ПРОМЫВКЕ И ПАРОВОИ ЗАПРАВКЕ ПАРОВОЗОВ

§ 92. Все работники, занятые на теплой промывке и паровой заправке паровозов должны сдать испытания по правилам  техники безопасности и промсанитарии. Не допускаются к работе лица, не выдержавшие  испытаний.
§ 93. Машинное  помещение, в котором размещены устройства для производства теплой промывки, должно иметь надежную вентиляцию.
§ 94. Во время работы с рукавами следует обращаться бережно, а при хранении укладывать их без переломов, так как переломы рукава создают опасность в работе. Для этой цели депо должны применять различные приспособления (козелки, подкладки и т. п.), устраняющие перегибы в рукаве.
§ 95. В случае обнаружения у рукавов каких-либо дефектов, могущих вызвать опасность в работе, необходимо их изъять, осмотреть, отремонтировать. Только после гидравлического испытания на прочность они могут быть снова пущены в работу.
§ 96. Для сокращения расхода дефицитных резиновых рукавов необходимо применять стальные трубопроводы с подвижными соединениями. Для паровой заправки паровозов применяются шарнирные металлические трубы, соединяющие колонку с кранами  котла. Шарнирные трубы подвергаются гидравлическому испытанию давлением 15 ат в следующих случаях:
а) перед пуском установки в эксплуатацию;
б) периодически не реже одного раза в квартал;
в) при каждом замеченном случае парения, пропуска воды и других повреждениях.
Новый резиновый рукав после присоединения  к нему штуцера, а также рукав, бывший в употреблении после ремонта штуцеров, перед его применением в работе должен подвергаться гидравлическому испытанию под давлением 10 ат. Об испытании рукавов и шарнирных труб заведующим теплой промывкой составляется акт с указанием номера рукава.
Для предупреждения ожогов работников шарнирные трубы необходимо изолировать.

§ 97. Заведующий теплой промывкой устанавливает систематический контроль за исправным состоянием резьбы соединительных гаек рукавов и штуцеров сети, вентилей теплой промывки, паровой заправки, а также резьбы промывательных люков и состояние спускных кранов паровозов.
§ 98. Для предупреждения порчи резьбы штуцеров колонок они должны снабжаться глухими колпачками, представляющими собой гайки с цепочками, приделанными к стояку трубопроводов.
Эти колпачки после окончания промывки навинчиваются на штуцера стояков.
Все вентили и краны должны открываться легко и свободно, для чего необходимо производить очистку и смазку их не реже одного раза в месяц.
Глухие гайки вентилей теплой промывки паровозов осматриваются и покрываются смазкой с графитом на каждой теплой промывке.
§ 99. Постановка промывательных люков, подтягивание их и проверка качества завинчивания гаек и крышек на полное число ниток резьбы производятся при обязательном личном контроле заведующего теплой промывкой или бригадира комплексной бригады.
Резьба люков-пробок предварительно смазывается смесью цилиндрового масла 38 или 24 с графитом.
Для прокладок под крышки люков-пробок применяется только паронит. Крышки люков-пробок окончательно крепятся нормальным гаечным ключом до появления давления пара в котле.
Во избежание случаев перестановки крышек с одних втулок на другие необходимо производить клеймение люков-пробок по схемам на паровозы серий ФД, Л и Еа.
Овальные и круглые люки осматриваются при первом появлении давления пара в котле, а подтягивание отдельных из этих люков при необходимости можно производить нормальным гаечным ключом только при заправке паровоза, когда давление пара в котле не превышает 3 ат.
Запрещается подтягивать крышки люков-пробок при наличии давления пара в котле.
§ 100. Все трубопроводы, как наружные, так и расположенные в машинном помещении, окрашиваются в соответствующие цвета и снабжаются табличками с надписями: «Промывочная сеть» (светло-коричневый); «Наполнительная сеть» (светло-коричневый); «Сеть для спуска пара» (красный); «Всасывающая сеть» (зеленый); «Нагнетательная сеть» (синий); «Свежий пар» (красный); «Холодная вода» (черный).
Паросмесители окрашиваются в красный цвет, теплообменники – в темно-синий, фланцы и болты крышек – в красный, фильтры – в зеленый, насосы и моторы – в светло-серый.
Все задвижки и вентили окрашиваются в соответствующие цвета того трубопровода, на котором они поставлены, за исключением маховиков, которые окрашиваются в ярко-красный цвет. Трубопроводы переключений в насосном помещении необходимо окрашивать в цвета по наибольшей загрузке трубопровода.
На наружных трубах наносятся стрелки, указывающие направление движения воды или пара.
Нумерация трубопроводов и  вентилей должна соответствовать эксплуатационным схемам установки.
§ 101. Все паропроводы и трубопроводы, предназначенные для подачи воды, нагретой до температуры свыше 100°С, обязательно покрываются изоляцией.
§ 102. Перед пуском пара или горячей воды необходимо убедиться в исправности трубопроводов, а также в правильности и надежности всех соединений. Открытие вентилей следует производить медленно и осторожно с небольшими перерывами во избежание срыва гибкого рукава и разрыва трубопровода.
Отъемку от котла и заправочной колонки шарнирных труб необходимо производить только после выпуска из них пара и воды.
§ 103. Для предупреждения несчастных случаев с обслуживающим персоналом при повреждении труб, обратном ходе воды из котла в трубопровод,  скоплении  конденсата  в трубопроводе, пропуске фланцевых соединений и др. применяются следующие меры:
а) при обрыве труб, замеченном парении или пропуске воды немедленно закрываются вентили на колонке и краны на котле паровоза и соответствующие вентили в машинном отделении теплой промывки и котельной установке депо;
б) при обратном ходе воды и котла в трубопровод, что может произойти, когда давление пара в котле выше давления пара в колонке, немедленно Закрываются краны на котле и вентили на колонке;
в) во избежание скопления конденсата, вызывающего гидравлические удары в трубопроводах, до начала работ в обязательном порядке следует спускать из труб конденсат и производить прогрев трубопроводов паром.
§ 104. Пароводяные аккумуляторы должны удовлетворять требованиям Правил устройств, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов, пароперегревателей и водяных экономайзеров, утвержденных Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.
До пуска в работу пароводяные аккумуляторы подвергаются внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию  для выявления технического состояния и установления надежности их эксплуатации.
При удовлетворительных результатах проверки  состояния аккумулятора  инспектором Котлонадзора дается разрешение на его работу и устанавливается срок следующего освидетельствования.
Каждый аккумулятор должен очищаться и промываться не реже одного раза в шесть месяцев.
§ 105. К работам по сварке трубопроводов могут допускаться только опытные сварщики, выдержавшие испытания и допущенные к производству ответственных сваренных работ.
§ 106. Для обеспечения правильного и безопасного выполнения технологического процесса паровой заправки заведующий теплой промывкой должен снабжаться карманными часами, а в машинном отделении должны быть установлены стенные часы.
§ 107. Связь между котельной, машинным отделением теплой промывки и стойлами депо, где производится паровая заправка, осуществляется по телефону, световой или звуковой сигнализацией.
§ 108. Каждый промывальщик во время промывки паровозных котлов должен быть одет в брезентовый костюм, резиновые сапоги и иметь брезентовые рукавицы, предусмотренные приказом МПС № 193/ЦЗ 1960 г.
Для сушки костюмов после работы депо    должны быть оборудованы сушильными устройствами.
При промывке котла с боковых площадок паровоза, не имеющих ограждений, промывальщик надевает специальный предохранительный пояс, приспособленный для прикрепления к трубопроводам, тягам, кронштейнам котла. При промывке паровозных котлов через люки боковых стенок кожуха топки, расположенные высоко над уровнем пола, применяются специальные переносные  подставки с площадкой наверху.
Для удобства пользования подставки изготовляются прочными и вместе с тем легкими.
§ 109. Во избежание попадания шлама и накипи на пол при промывке и спуске воды из котла необходимо применять специальные воронки на подставках  отводящие воду в канавы.
§ 110. Для обеспечения нормальной и бесперебойной работы оборудования теплой промывки и паровой заправки заведующий  теплой промывкой и мотористы обязаны систематически следить за работой насосов, состоянием трубопроводов, вентилей, теплоообменников, фильтров.
Моторист обязан регулярно производить смазку подшипников, моторов и насосов.
Сальники набиваются полностью мягкой набивкой и не сильно зажимаются. Нормально набитый и затянутый сальник должен слегка пропускать воду (слезиться).
У насосов, имеющих разгрузочные шайбы, необходимо следить за тем, чтобы водоотводящие каналы и трубки разгрузочной камеры не были засорены и имелся свободный проход воды во всасывающую часть насоса.
В случае засорения указанных каналов, разгрузка осевого давления прекращается и, как следствие, электромотор начинает нагреваться и снижать производительность.
Правильно работающий центробежный насос должен давать напор, указанный в его характеристике. Потеря напора является признаком неправильной работы насоса или недостаточного поступления воды в насос по всасывающей линии или же подсоса воздуха. В последнем случае необходимо закрыть вентиль на нагнетательной линии и выпустить воздух из всасывающего трубопровода и фильтра через кран на фильтре. Лишь только после этого следует открыть вентиль на нагнетательном трубопроводе.
Пуск центробежного насоса в действие производится при насосе, залитом водой, и закрытом вентиле на напорной линии. После развития насосом нормального числа оборотов вентиль постепенно открывается.
Регулировка  производительности  насоса производится открытием вентиля, и этим предупреждается перегрузка электромотора.
Насос осматривается один раз в три месяца.
В случае значительной потери напора (0,5–1 ат), допускаемого насосом, но при прочих нормальных условиях насос необходимо разобрать, осмотреть и проверить, нет ли засорения лопастных колес или их значительного износа.
На напорной линии от насоса до вентиля обязательно устанавливается манометр, а на щитке подводки тока к электромотору – амперметр.
§ 111. Барабан фильтра заполняется слегка утрамбованными кусками кокса размером 30 – 40 мм или другим фильтрующим веществом или же в нем устанавливаются специальные устройства, задерживающие накипь и шлам.
В тех депо, где котловые воды не имеют значительного загрязнения, допускается постановка в барабан фильтра вместо фильтрующего вещества двух сеток, назначение  которых предупреждать попадание в насос крупных кусков накипи и других предметов.
Крышка фильтра должна ставиться плотно и не пропускать воздух.
Для проверки плотности постановки крышки на место воздушного краника ставится манометр, фильтр наполняется водой под давлением 6 ат, при этом пропуск воды фильтром не допускается.
Промывка и продувка фильтра через спускной кран производятся перед каждым охлаждением паровоза.
Раз в месяц фильтр необходимо очищать и промывать водой через нижний  люк. Кокс или другие фильтрующие вещества следует менять в зависимости от степени загрязненности их.

§ 112. Для обеспечения нормальной работы теплообменников поверхности нагрева их должны содержаться  в чистом виде. С этой целью производится регулярная очистка и промывка секций теплообменника. Сроки очистки устанавливаются начальником депо исходя из местных условий (в зависимости от качества воды, употребляемой на данном участке), но не реже одного раза в тримесяца.
Теплообменники очищают как механическим, так и химическим способом. При химическом способе внутрь теплообменника вводятся антинакипины повышенной концентрации путем прокачивания воды с антинакипинами через теплообменники с одновременным прогревом их паром. Вода с антинакипинами подается вначале в межтрубное пространство, а прогрев паром производится пропуском его внутри трубок. Далее вода с антинакипинами прокачивается по внутренним трубкам, а пар для прогрева выпускается в межтрубное пространство. После этого трубчатые секции из теплообменников удаляются и окончательно очищаются, промывается внутренняя часть корпуса теплообменника и затем трубчатые секции ставятся обратно.
Разрешается очистку теплообменников от накипи производить также ингибированной соляной кислотой в соответствии с инструктивными указаниями ЦТ от 10 января 1958 г. В жаротрубных теплообменнках необходимо следить за плотностьо сальниковой набивки; пропуск воды сальниками не допускается. Собранные теплообменники пост очистки испытываются под давлением 10 ат. Фланцы теплообменников ставятся плотно, чтобы не было течи.
§ 113. При наполнении паровозного котла пароводонагреватель должен нагревать воду до 125–135°С, а паросмеситель при спуске пара в холодную воду – до 90–95°С. Нагревание воды ниже указанных температур является признаком отложений накипи в пароводонагревателе и  паросмесителе. Для устранения  этого они разбираются и очищаются от накипи.
Осмотр паросмесителя и очистка его от накипи производятся не реже одного раза в месяц, пароводонагревателя – не реже  одного раза в два месяца.
§ 114. Промывочный бак и бак горячей водыдолжны снабжаться указателями для опре деления уровня воды в них и термометрами для измерения температуры воды в баках.
Очистка и промывка баков производятся в зависимости от их загрузки и качества воды, но не реже: бак для горячей воды – одного раза в три месяца; промывочный – одного раза в два месяца.
Каждый объект оборудования теплой промышки должен иметь трафарет, на который наносятся даты производства периодического осмотра и срок следующего ремонта.
§ 115. Размеры трубопроводов должны соответствовать утвержденным проектам. Течь трубопроводов и подсос  воздуха  всасывающим трубопроводом не допускаются. Чтобы уменьшить сопротивление, трубопроводы изготовляются без резких переходов. Контроль за состоянием трубопроводов производится опрессовкой их один раз в три месяца под давлением 6–7 ат.
§ 116. Все контрольные измерительные приборы, применяемые в устройствах для теплой промывки, как-то: манометры, термометры, пирометры  и др. – подвергаются проверке не реже одного раза в три месяца.