Вентиляция пассажирского вагона — удаление воздуха из вагона и замена его чистым наружным. Вентиляция осуществляется естественным путём с помощью окон, дефлекторов и т. п. и принудительно — с помощью центробежных или осевых вентиляторов. В. п. в. может быть приточной, когда воздух подаётся в помещение вентилятором, а удаляется через дефлекторы и неплотности конструкций вагона, и вытяжной — воздух удаляется из помещения вентилятором, а поступает через слеп. устройства и неплотности, а также приточно-вытяжиой, осуществляемой двумя вентиляторами — нагнетающим и отсасывающим.
Наиболее распространена приточная вентиляция с центробежными вентиляторами. Воздуховод размещается между крышей и подшивным потолком вагона, в каждом купе или отделении имеются вентиляц. выпуски в виде решёток, пер- форир. потолка и т. п. В вагонах без охлаждающих устройств вентиляц. система подаёт только наружный воздух. В вагоны с кондиционированием воздуха поступает смесь наружного и рециркуляц. воздуха.
При работе вентиляц. системы без рециркуляции вентилятор засасывает воздух через жалюзи, находящиеся на боковых скатах крыши над тамбуром. Воздух проходит через масляный пылеулавливающий фильтр, зимой нагревается калорифером и затем по воздуховоду и через вентиляц. выпуски подаётся в пасс, помещение. В вагонах с кондиционированием воздуха происходит смешивание наружного и рециркуляц. воздуха, летом эта смесь охлаждается в испарителе и затем поступает в вагон.