Применяемые на подвижном составе железных дорог тормозные цилиндры предназначены для передачи давления сжатого воздуха, поступающего в них при торможении и прижатии тормозных колодок к колесам Цилиндры обеспечивают работоспособность при температуре ±55 °С. Их герметичность проверяют при давлениях воздуха 0,5; 4,0 и 6,0 кгс/см2 . Гарантийный срок работы 2 года со дня эксплуатации (со знаком качества 4 года).
Таблица 1. Характеристика и конструктивные особенности тормозных цилиндров
Номер цилиндра | Диаметр цилиндра, дюйм/мм | Конструкция соединения штока с поршнем | Конструкция задней крышки | Место установки |
10тцг | 10/254 | Самоуста- | Крышки нет, корпус с глухим дном | На тепловозах |
430 | 12/305 | Жесткая | С кронштейном мертвой точки | На паровозах и тендерах |
431 | 12/305 | » | С кронштейнами мертвой точки и для тройного клапана | На электросекциях н пассажирских вагонах |
450 | 12/305 | > | С кронштейнами мертвой точки | На электросекциях |
351 | 13/330 | Самоуста- | Крышки нет Корпус с глухим дном | На паровозах (503Б с 1962 г.) |
435 | 14/356 | Жесткая | С кронштейном мертвой точки | На паровозах, тендерах и четырехосных грузовых вагонах |
Номер | Диаметр | Конструкция соединения штока с поршнем | Конструкция задней крышки | Место установки |
436 | 14/356 | Жесткая | С кронштейнами мертвой точки и для тройного клапана | На тендерах пассажирских паровозов, электросекциях и пассажирских вагонах |
455 | 14/356 | Самоуста- | С кронштейном мертвой точки | На электровозах |
501, 501Б (рис. 1) | 14/356 | Жесткая | С кронштейнами мертвой точки и для тройного клапана | На тендерах пассажирских паровозов, вагонах электропоездов и пассажирских вагонах (501Б с 1962 г.) |
502, 502Б | 14/356 | Самоуста- | С кронштейном мертвой точки | На электровозах (502Б с 1962 г.) |
504, 504Б | 12/305 | То же | То же | На паровозах и тендерах (504Б с 1962 г.) |
505, 505Б | 12/305 |
| С кронштейном мертвой точки и для тройного клапана | На пассажирских вагонах и вагонах электропоездов (505Б с 1962 г.) |
507, 507Б | 10/254 | » | Без кронштейна | На тепловозах (507Б с 1962 г.) |
Рис. 1. Тормозной цилиндр № 501Б диаметром 14" (356 мм)
Номер | Диаметр | Конструкция соединения штока с поршнем | Конструкция задней крышки | Место установки |
507В | 10/254 | То же | То же | На электропоездах с регулятором выхода штока |
509, 509Б | 10/254 | Самоуста | С кронштейном мертвой точки и для тройного клапана | На пассажирских вагонах (509Б с 1962 г.) |
510Б | 10/254 | Самоуста- | С кронштейном мертвой точки | На грузовых вагонах (с 1962 г.) |
188, 188Б (рис. 2) | 14/356 | Самоуста- | То же | На четырехосных грузовых вагонах (188Б с 1962 г.) и на электросекциях |
519Б | 16/400 | То же |
| На шести — и восьмиосных грузовых полувагонах и цистернах с 1962 г. |
ТЦР-3 | 8/203 | Со встро- | Сварной, штампо- | На электропоездах |
(рис. 4, о) |
| енным регулятором | ванный | с) Ρ??χ). Максимальный ход поршня 50 мм, рабочий — до 25 мм |
ТЦР-10 (рис. 4, б) | 10/254 | То же | То же | На некоторых тепловозах |
45, 45А | 10/254 | Шарнир |
| На дизель-поездах ДР |
316-30-40 | 10/254 | То же |
| То же |
553 | 8/203 | » | » | На тепловозах М62 с 1964 г. |
578 | 10/254 | * | » | На электропоездах ЭР25 с 1968 г. (на экспорт) |
503Б | 12/305 | Жесткая | С кронштейном мертвой точки | На электросекциях |
511Б | 3/203 | » | То же | На промышленных локомотивах |
Примечания. 1. Тормозные цилиндры № ТЦР-10, 351 и от 425 до 455 с производства сняты.
- Тормозные цилиндры № 501 — 509 без индекса Б с производства сняты и заменены номерацией с индексом Б (с манжетами кольцевого типа).
- Новые тормозные цилиндры выпускают с канавками для выпуска влаги (конденсата).
- Штампованные тормозные цилиндры приведены в табл. 118а.
- Новые тормозные цилиндры должны отвечать требованиям ГОСТ 3036 — 69.
- При давлении в тормозном цилиндре 0,5 кгс/см2 в течение 1 мин и при давлении 4 — 6 кгс/см в течение 3 мин падения давления не должно быть более 0,1 кгс/см2 .
- Ресурс работы тормозного цилиндра 1,5 млн. двойных ходов. Наработка на отказ не менее 200 тыс. двойных ходов.
- Тормозные цилиндры со встроенным регулятором и для дисковых тормозов приведены на рис. 4 и 5.
- Тормозные цилиндры (рис. 6) применяются на вагонах постройки ПНР и СРР.
Рис. 2 Тормозной цилиндр № 188Б диаметром 14" (356 мм)
Рис 3. Тормозной цилиндр № 519Б диаметром 16" (400 мм)
Рис 4 Тормозной цилиндр ТЦР-3 со встроенным авторегулятором:
1 — штампованный корпус с приварным дном, 2 — поршень, 3 — стакан регулятора, 4 — пружины, 5 — привалочный фланец, 6 — винт с выходом 120 мм, 7 — сальник, 8 — предохранительный чехол, 9 — винт для регулировки зазора между накладкой и диском
Примечания 1 Максимальный ход поршня у всех тормозных цилиндров 240 мм
- Технические условия 24-95-801 — 83.
- Опытная партия выпущена в 1983 г белевским заводом «Трансмаш»
Таблица 118а Характеристика штампованных тормозных цилиндров
Таблица 119. Объем тормозного цилиндра при разных ходах поршня
Диаметр цилиндра, мм (дюйм) | Площадь | Объем вредного пространства, л | Объем цилиндра, л, при ходе поршня мм (с учетом пространства между крышкой и поршнем) | |||||
75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | |||
203(8) | 324 | 0,7 | 3,13 | 3,84 | 4,75 | 5,56 | 6,37 | 7,18 |
254(10) | 506 | 1,0 | 4,80 | 6,06 | 7,32 | 8,60 | 9,86 | 11.12 |
305(12) | 730 | 1,7 | 7,17 | 9,00 | 10,83 | 12,64 | 14,47 | 16,30 |
330(13) | 855 | 2,0 | 8,41 | 10,55 | 12,69 | 24,82 | 16,96 | 19,10 |
354(14) | 994 | 2,2 | 9,65 | 12,14 | 14,63 | 17,10 | 19,59 | 22,08 |
400(16) | 1257 | 2,5 | 11,93 | 15,07 | 18,21 | 21,35 | 24,49 | 27,64 |
Рис. 5. Тормозной цилиндр № 45а диаметром 10" (254 мм) для дисковых тормозов:
а — литой фланцевый; б — штампованный сварной
Рис. 6. Штампованный тормозной цилиндр диаметром 14" (356 мм) на вагонах постройки ПНР и СРР (европейского типа)
Рис. 7. Штампованный тормозной цилиндр № 002 диаметром 14" (356 мм)
Таблица 2. Давление, при котором перемещается поршень тормозного цилиндра
Номер цилиндра | Перемещение от задней крышки на торможение, кгс/см2 | Перемещение от передней крышки на отпуск, кгс/см2 | ||
в начале | в конце | в начале | в конце | |
553 | 0,3-0,5 | 0,5-0,8 | 0,4 — 0,65 | 0,15 — 0,25 |
507Б — 510Б, 007, 011 | 0,2 — 0,3 | 0,4 — 0,6 | 0,3-0,45 | 0,15-0,25 |
504 Б, 505Б | 0,15 — 0,3 | 0,3 — 0,5 | 0,3 — 0,45 | 0,1 — 0,2 |
503Б | 0,1 — 0,2 | 0,35 — 0,45 | 0.25 — 0,4 | 0,05 — 0,1 |
188, 501Б — 504Б, 002, 012 | 0,15-0,3 | 0,3 — 0,4 | 0,25-0,35 | 0,1 — 0,2 |
519 Б, 008 | 0,1 — 0,25 | 0,25 — 0,35 | 0,2 — 0,3 | 0,05 — 0,15 |
Примечание. При температуре -55°С указанные давления при перемещениях могут изменяться в пределах ±0,05 кгс/см2 .
Таблица 122. Резиновые детали тормозных цилиндров
Таблица 123. Размеры резиновых бортовых воротников тормозных цилиндров
Таблица 124. Диаметр резиновых манжет кольцевого типа тормозных цилиндров и канавок на поршнях
Диаметр цилиндра, мм (дюйм) | Номер | Диаметр манжеты (рис. 1 96), мм | Масса | Диаметр канавки на поршне (высота канавки | |||
наружный | внутренний | ||||||
D | D1 | d | d1 | ||||
203(8) | 511 — 06А | 205 | 191 | 157 | 163 | 220 | 170 |
254(10) | 508-12А | 256 | 242 | 208 | 214 | 260 | 221 |
305(12) | 504-07А | 303 | 293 | 259 | 265 | 312 | 272 |
330(13) | 503-11А | 332 | 318 | 284 | 290 | 340 | 297 |
356(14) | 188-22Б | 358 | 344 | 310 | 316 | 370 | 323 |
400(10) | 519-6 | 402 | 388 | 354 | 360 | 450 | 367 |
Примечания. 1. Манжеты изготавливают из резины марки 7.6659 по ТУ 38-105-1070-76 или марки 7130, группа I.
2 Цилиндр обрабатывают по седьмому классу шероховатости, а канавку под манжету — по пятому классу шероховатости.
Таблица 125. Диаметр резиновых прокладок задних крышек тормозных цилиндров
Диаметр цилиндра, мм (дюйм) | Номер | Диаметр, мм (±2,0) | Масса 1 шт., г | |
наружный | внутренний | |||
203 (8) | 511 — 09 | 217 | 197 | 15 |
254 (10) | 508-08 | 268 | 248 | 19 |
305 (12) | 504-08 | 319 | 299 | 23 |
330 (13) | 503-12 | 344 | 324 | 25 |
356 (14) | 188-23 | 370 | 350 | 27 |
400 (16) | 519-07 | 412 | 392 | 84 |
Примечание. Толщина прокладок (1,5±0,3) мм.
Рис. 195. Бортовой воротник тормозного цилиндра
Рис. 196. Манжета кольцевого типа тормозного цилиндра и ее расположение в цилиндре
Таблица 3. Характеристика пружин тормозных цилиндров