Бандажи проверяют легким остукиванием молотком. Бандажи, издающие дребезжащий звук, а также имеющие сдвиг витков (проволочные), расслоения (стеклянные) и механические повреждения, заменяют. Для этого бандаж разрубают или разрезают фрезой в том месте, где из-под него выступает полоска электрокартона для защиты от повреждения обмотки. Новый бандаж (проволочный или стеклянный) после проверки состояния изоляции наматывают на бандажировочном станке (рис. 52,а), состоящем из станины 3 и двух бабок — передней 13 и задней 2. Передняя бабка может перемещаться от механизма 14. Якорь помещают между центрами этих бабок и приводят во вращение (на корпусе передней бабки размещены приспособление для продорожки коллектора и редуктор с клиноременной передачей 8). Частота вращения якоря 15 об/мин. Управляют приводом кнопками 1. Натяжение проволоки или стеклоленты обеспечивается натяжным устройством 6. Величина натяжения контролируется динамометром 4. Каретка 5 служит для направления укладываемых витков. Число витков проволоки и количество слоев для каждого типа электродвигателей должно соответствовать чертежу. Натяжение нижних слоев должно быть несколько большим, чем верхних. Для якоря электродвигателя ЭДТ-200Б натяжение проволочного бандажа нижнего составляет 235—245 кгс, верхнего — 215—225 кгс. Это создает более равномерное распределение усилий в витках обоих рядов. Если выполнить оба ряда с одинаковым натяжением, то верхние будут более нагружены. На вспомогательных электрических машинах бандажами крепят обмотки не только в лобовых частях, но и в пазах.
Бандажи делают из стальной луженой проволоки с временным сопротивлением разрыву 160—200 кгс/мм2. При расчете бандажа берут четырех-пятикратный запас прочности. Если проволока требуемого по чертежу диаметра отсутствует, ее заменяют проволокой другого диаметра, изменив количество витков пропорционально квадрату отношения диаметров. Например, если машина по чертежу должна иметь бандаж из 30 витков проволоки диаметром 0,8 мм, то при наличии проволоки диаметром 0,6 мм ее можно будет использовать, если намотать 54 витка (30· 1,8), т. е. 0,82:0,62= =0,64:0,36=1,8.
Бандажную проволоку укладывают на прочную теплостойкую изоляцию — миканит толщиной 0,25—0,5 мм, покрытый слоем электрокартона. Ширина изоляционной прокладки должна быть равна ширине канавки под бандажом на якоре (у вспомогательных машин), а на лобовых частях на 6—8 мм больше ширины бандажа. Перед намоткой бандажа обмотка должна быть закреплена от перемещения и сдвигов. Натяжение проволоки при намотке устанавливают в зависимости от диаметра.
Рис. 52. Бандажировочный станок (а) и схемы натяжных устройств (б, в)
В некоторых депо пайку якорей производят при помощи ручного паяльника или паяльной лампы. В этом случае якорь также устанавливают наклонно на подставку (рис. 51, б) или один его конец поддерживают при помощи ручной тали и паяльной проволоки. Во время намотки под бандаж равномерно по окружности якоря подкладывают из белой луженой жести скобы толщиной 0,25 мм для проволоки до диаметра 1,2 мм и 0,36 мм— для проволоки большего диаметра. При намотке бандаж выравнивают, подбивая деревянным молотком, пропаивают сплошным слоем припоем ПОСУ-40-2, используя при этом в качестве флюса канифоль.
В течение последних 8—10 лет в качестве основного материала для бандажировки якорей тяговых электродвигателей и генераторов применяют стеклобандажную ленту. Изготавливают ее из непрерывных стеклянных нитей, скрепленных между собой электроизоляционным лаком ПЭ-933. Стеклобандажную ленту, как и проволочную, наматывают с определенным для каждой машины натяжением и числом витков, заданных чертежом. Натяжение стеклобандажной ленты должно быть 150 кгс для нижних слоев и 130 кгс — для верхних. По окончании намотки бандажа последний виток закрепляют нагретым паяльником. Термообработку бандажа производят в печи одновременно с сушкой якоря. Начальная температура не должна превышать 60—70°С. Затем ее повышают до требуемой величины со скоростью 25—30°С в 1 ч.
Применение бандажа из стеклобандажной ленты позволяет не только экономить проволоку и припой, но и способствует сохранению отдельных узлов машины при пробое изоляции и других повреждениях. При применении стальных бандажей витковое замыкание секции якоря приводило к распайке и размотке бандажа, а размотавшийся бандаж повреждал все узлы генератора или тягового электродвигателя. Применение стеклобандажной ленты в большинстве случаев не приводит к повреждениям магнитной системы. Однако такая лента имеет существенный недостаток — при длительном хранении она становится жесткой, хрупкой. Использование ее разрешается только при условии, если срок хранения не превышает одного месяца со дня изготовления. В связи с этим, а также из-за недостаточной поставки (на ремонтных заводах и в депо) разрешено применение как проволочного бандажа, так и бандажа из стеклобандажной ленты. Бандажировку проволокой и лентой выполняют на одних и тех же станках, только в них заменяют натяжное устройство. На рис. 52, б приведена схема роликов при банда- жировке якоря проволокой, а на рис. 52, в — при намотке стеклобандажной ленты. Наложение бандажей производят на холодный якорь. Бандаж из ленты окончательно запекают при сушке якоря в печи. Поверхность стеклобандажа должна быть ровной, строго цилиндрической формы. Количество уложенных витков должно контролироваться по счетчику, а натяжение — по манометру.
Вновь наложенный бандаж из ленты должен иметь глянцевую поверхность и при остукивании издавать металлический звук. На бандажах не допускаются трещины, вздутия, щели.