Магниторельсовый тормоз — действует при экстренном торможении совместно с колодочным или дисковым тормозом. Состоит из двух башмаков, каждый из которых расположен между колёсами, и четырёх цилиндров подвески башмаков, в которых размещены пружины, удерживающие башмаки на расстоянии 140—150 мм над головкой рельса. Башмак М. т. представляет собой электромагнит постоянного тока с поперечным относительно оси рельса магнитным потоком. Для питания катушек башмаков используется аккумуляторная батарея. При экстренном торможении в цилиндры поступает сжатый воздух, преодолевающий сопротивление пружин в цилиндрах, в результате чего башмаки опускаются на рельсы. Одновременно подаётся питание в катушки башмаков. Магнитная сила притяжения башмака к рельсу достигает 100 кН. Возникающая тормозная сила передаётся на тележку вагона через специальный кронштейн.
Применение М. т. одновременно с дисковым тормозом позволяет уменьшить тормозной путь на 30—35% по сравнению с тормозным путём, получаемым при действии только дискового тормоза. Магниторельсовые тормоза применяются на вагонах высокоскоростных поездов, тяговых агрегатах промышленного транспорта и трамваях.