Дизель-генератор тепловоза — дизель, сочленённый с тяговым генератором, который вырабатывает электроэнергию, передаваемую тяговым электродвигателям тепловоза. Дизель-генератор тепловоза работает по тепловозной (генераторной) характеристике, представляющей в большинстве случаев линейную зависимость мощности от частоты вращения коленчатого вала.

Характеристика работы

Дизель-генератор тепловоза располагается ниже характеристики дизеля при макс. подаче топлива. Для получения минимум эксплуатационных расхода топлива тепловозная характеристика должна максимально приближаться к экономических характеристике, соответствующей наименьшим уд. расходам топлива при каждой позиции контроллера машиниста. Минимальная мощность, соответствующая 1-й позиции рукоятки контроллера, составляет 150—200 кВт, что обеспечивает плавное трогание поезда с места. Автоматическое регулирование дизель-генератора тепловоза осуществляется объединённым регулятором дизеля тепловоза, который поддерживает заданную рукояткой контроллера частоту вращения и нагрузку воздействием на подачу топлива и возбуждение тягового генератора. Для обеспечения надёжной работы тягового генератора необходима достаточная равномерность вращения вала дизель-генератора тепловоза. Для выравнивания вращающего момента число цилиндров дизеля должно быть не менее 6. Пуск дизель-генератора тепловоза производится от аккумуляторных батарей, для многосекционных тепловозов от тягового генератора работающей секции. В этих случаях генераторы постоянный тока, имеющие пусковую обмотку, используются в качестве электродвигателей. На тепловозах с синхронным генератором пуск дизеля осуществляется стартёром.
Дизель-генератор тепловоза используется также для привода агрегатов вспомогательные оборудования (вентилятор охлаждающего устройства тепловоза, охлаждения тяговых двигателей, тормозной компрессор, вспомогательный генератор, возбудитель и др.). Поэтому не всю развиваемую дизелем эффективную мощность тяговый генератор передаёт тяговым электродвигателям. Например, на тепловозе 2ТЭ10В(М) 2210 кВт тяговым электродвигателям сообщается мощность 1800 кВт.