Западносибирская железная дорога — 1) казённая железная дорога, один из участков Транссибирской магистрали, построенный в 1892—96. Основным линии: Челябинск — Курган (движение открыто в 1893), Курган — Омск (1894), Омск — р. Обь (1895). Проходила по территории Оренбургской, Тобольской губ., Акмолинской обл., Томской, Иркутской губ. Протяжённость (1899) — 1328 вёрст (одноколейный путь).
Рекогносцировочные изыскания начаты в 1887 экспедицией Н. П. Меженино- на. На участке дороги Обь — Томь изысканиями руководил Н. Г. Гарин-Михайловский, которому принадлежит выбор трассы без захода в Томск. Окончат, изысканиями и строительством руководил К. Я. Михайловский. Линия проходила по равнинной, часто заболоченной местности (Барабинская, Ишимская, Кулундинская степи). Ж. д. в основные запроектирована на невысоких насыпях, поднимающихся лишь на подходах к мостам через большие реки — Иртыш, Тобол, Ишим, Обь. Проекты мостов разработаны Н. А. Белелюбским. При постройке больших мостов подрядчиком был В. И. Березин. Всего на дороге возведено 274 искусств, сооружения. В зимнее время 1859—96 и 1897—98 через Обь устраивалась ледовая переправа, летом — переправа на баржах. Перед прокладкой железных дорог для обеспечения строит, материалами возведены подъездные пути, построены кирпичные и известковые заводы, лесопилки; местами произведено осушение земель. На дороге построены 1 станция, 10 депо, 38 пунктов водоснабжения, в т. ч. 10 — из рек, 20 — из озёр, 32 — из артезианских скважин. По мере укладки пути открыли врем, эксплуатацию участков до Кургана, затем Омска, по которым до октября 1895 было перевезено более 74 тыс. переселенцев из центральных районов России.
Дорога находилась в ведении МПС; управление дороги в Челябинске. В 1899 вместе   со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги. По состоянию на нач. участки дороги входят в состав Южно-Уральской железной дороги и Западно-Сибирской железной дороги, образованной в 1961.
2) Дорога, организованная в 1961 в результате объединения Омской и Томской ж.д.; пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской областей и Алтайского края России и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахстана. Управление дороги в Новосибирске. Дорога граничит с рядом ж. д.: Кемеровской (ст. Болотная, Тогучин, Артышта), Целинной (ст. Кулунда, Кзылту), Алма-Атинской (ст. Локоть), Южно- Уральской (ст. Исилькуль), Свердловской (ст. Называевская). На дороге отделений: Омское, Барабинское, Новосибирское, Алтайское (г. Барнаул), Карасукское. Эксплуатац. дл. дороги (1991) — 4181 км. Дорога связывает с Д. Востоком все районы страны, является одной из важнейших транзитных магистралей
Один из первых участков дороги Челябинск — Обь — Иркутск построен в 1892—95. Линия Исилькуль — Омск — Болотная была сдана в эксплуатацию в 1898, Называевская — Омск в 1913, Новосибирск — Алтайская — Бийск и Алтайская — Локоть в 1915. В 1917 построен участок Татарская — Славгород, в 1924 начала эксплуатироваться линия Славгород—Павлодар. В 1934—36 железная дорога соединила Новосибирск со ст. Тогучин и ст. Обь со ст. Инская и Сокур. Линия Кулунда — Малиновое Озеро проложена в 1944. Сданные в эксплуатацию в 1952 участки Барнаул — Артышта-пассажирская и Барнаул — Кулунда открыли новый (второй) выход из районов Сибири в зап. направлении, т. и. Южсиб, для растущих грузопотоков между районами Сибири и Урала. В начале 60-х гг. закончено строительство основные звена среднесибирской магистрали: Барнаул — Карасук — Омск. В 1980 построена линия Малиновое Озеро — Локоть.
Основным направления развития технического вооружённости и оснащённости дороги в 50—60-х гг.: электрификация, совершенствование и применение новых устройств автоматики и связи, строительство вторых и третьих главных путей, внедрение тепловозной тяги. Первый электрифицированный участок Новосибирск — Инская — Чулымская сдан в 1951, к 1960 протяжённость электрифицированных линий составила 1651 км. В 1979—81 на электротягу переведён среднесибирский ход Входная — Карасук — Среднесибирское. Общая протяжённость электрифицированных линий составляет св. 2500 км. Электровозной Сягой выполняется до 88% грузооборота. Автоблокировкой и диспетчерской централизацией оборудовано 3600 км, 95% стрелок включены в электрическую централизацию, на 75% развёрнутой длины уложены рельсы тяжёлого типа. Уровень комплексной механизации погрузучно-разгрузочных работ составляет 95%.

Дорога обслуживает крупнейшие предприятия энергетической, хим., тракторной, металлургической, станкостроительной и нефтеперерабатывающей промышленности, развитые с.-х. районы. По грузообороту дорога занимает одно 1-х первых мест на сети железных дорог (в 1988 он составил 6,3% от общесетевого).
Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Омск, Комбинатская, Новосибирск, Барнаул. Основным сортировочные станции дороги: Входная, Московка, Омск-Сортировочный, Инская, Алтайская.
История дороги богата замечательными традициями и начинаниями. Известна инициатива мастера вагонного депо Инежая Ф. С. Лыкова, который в кон. 30-х гг. предложил проводить укрупнённый безотцепочный ремонт вагонов, что позволило сократить их простой на станциях. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники формировали составы для фронта, организовывали боевые бригады. Машинист локомотивного депо Новосибирск Н. А. Лунин усовершенствовал стахановские методы, взяв на себя текущее обслуживание локомотивов, что в 3—4 раза сократило время нахождения их в ремонте и при этом на 20—40% увеличился межремонтный пробег. В 1959 локомотивные бригады депо Барабинск и Московка впервые на железнодорожной сети предложили ввести эксплуатацию локомотивов на удлинённых тяговых плечах с обслуживанием их без закреплённых бригад. Смены дорожных диспетчеров организовали руководство работой локомотивов из единого центра. В Барабинском отделении дороги было начато соревнование за увеличение полезной работы локомотивов, в результате чего производительность локомотива возросла на 20—25% В 1963 в Новосибирском отделении дороги поездные диспетчеры организовали эксплуатационных работу служб дороги, что дало значительную экономию вагоно-часов на всех этапах перевозочного процесса и позволило увеличить производительность вагона более чем на 25% Во мн. вагонных депо дороги внедрён индустриально-поточный ремонт вагонов, предложенный в депо Московка (были разработаны и смонтированы ок. 200 поточных линий), в результате чего простой вагонов сократился на 40% , производительность труда возросла на 25%. Большой экономических эффект дало внедрение инициативы работников сортировочной горки ст. Инская, предложивших экономить время на каждой производств, операции. Распространение получил опыт работы Барабинского отделения дороги, обеспечивший высокую эффективность использования локомотивов.
На дороге осуществляются мероприятия по ускорению научно-технического прогресса на основе целевой региональной программы и генеральной схемы развития дороги до 2000 года.