Западно-казахстанская железная дорога — пролегает по территории ряда областей Казахстана (Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атерауской, Кзыл-Ординской, Мангистаус- кой, Южно-Казахстанской) и частично по территории Оренбургской области России. Управление дороги в Актюбинске. В состав дороги входили (1991) отделения: Кзыл-Ординское, Актюбинское, Уральское и Гурьевское. Дорога организована в 1977 в результате разукрупнения быв. Казахской железной дороги, образованной в 1958 на базе Туркестано-Сибирской и Карагандинской и отд. участков бывшей Ташкентской, Оренбургской и Южно-Уральской железной дороги Дорога граничит с ж. д.: Приволжской (ст. Озинки, Аксарайская), Южно-Уральской (Разъезд Канисай, ст. Никельтау), Алма-Атинской (ст. Туркестан), Среднеазиатской (ст. Бейнеу). Эксплуатационная длина дороги (1991) — 3817 км, в т. ч. 1200 вторых путей; в систему электрическое централизации включено 4200 стрелок. Эксплуатируются грузовые и пасс, тепловозы серии ТЭ10. Основным. станции: Кандагач, Макат, Илецк (узловые), Кзыл-Орда, Актюбинск, Уральск, Казалинск, Казахстан, Атерау (Гурьев), Мангышлак, Кульсары, Эмба, Никельтау (участковые и грузовые).
На территории Казахстана первая железнодорожная линия — узкоколейная дорога до Уральска, построенная от Покровской Слободы (ныне г. Энгельс) в Заволжье, явившаяся продолжением линии Москва — Рязань — Саратов (Рязано-Уральской ж. д.). Дорога связала Южный Урал с Волгой и центральными районами России. Железнодорожная линия проходила по территории Уральской обл. (120 км), имела 6 станций: Шипово, Деркул, Перемётная, Ростошский, Уральск и Семиглавый Мар. На этом участке эксплуатировались маломощные паровозы иностранных фирм, тянувшие составы до 250 т. В 1901 началось строительство железных дорог Оренбург — Ташкент; в 1905 на линии заложена ст. Кандагач, одна из крупнейших станций дороги. К 1907 участок Уральск — Соль-Илецк был продлён от Уральска до ст. Ангаты, от Соль-Илецка до ст. Чингирлау; началось строительство моста через р. Урал. В 1905 открылось первое на дороге Казалинское локомотивное депо. В 30-е гг. дорога оснащалась новыми технических средствами, усиливался путь, получили развитие сортировочные станции, создана ремонтная база подвижного состава.
Строительство новых путей не прекращалось в этом районе и в годы Великой Отечеств. войны: вошли в строй линии Кандагач — Гурьев и Никельтау — Кандагач. В воен. годы дорога связывала среднеазиатский и казахстанский тылы с фронтами и центральными районами, обеспечивая оборонные заводы необходимым стратегическим сырьём и продовольствием. Принимались меры по усилению материально-технического базы дороги для увеличения её пропускной способности. Сооружение линий Гурьев — Кандагач и Кандагач — Орск позволило кратчайшим путём с перевалкой через Каспийское море доставлять грузы с Урала и из Сибири на Кавказ и наладить обратное движение поездов. Важную роль в увеличении пропускной способности магистрали сыграло строительство новых раздельных пунктов. Патриотическое отношение к нуждам фронта проявилось в создании обществ, бригад по погрузке и выгрузке срочных грузов, особенно в дни генер. наступления под Сталинградом. В 1943 участникам битвы на Волге было доставлено 44 вагона с необходимыми грузами, подарками. На дороге был поддержан почин депо Уральск о создании из своих сбережений фонда на строительство боевого самолёта «Уральский паровозник».
В послевоен. годы основные капитальные вложения поступали на оснащение путевого хозяйства новыми технических средствами, на усиление ж.-д. пути, оборудование устройствами автоматики и блокировки. В 60—70-е гг. открыто движение на линиях Макат — Мангышлак, Мангышлак — Узень, Гурьев — Астрахань. В работе дороги значит, доля приходится на грузовые перевозки, погрузочные операции, поэтому большое внимание уделяется механизации и автоматизации трудоёмких процессов, внедрению автоматизированным систем. На сортировочной ст. Кандагач в 1983 внедрена автоматизированным система управления на базе ЭВМ ЕС-1010, что обеспечило автоматизацию составления сортировочных листков на подлежащие расформированию составы и подготовку натурных листов на отправляемые составы; выдачу накопительных ведомостей номерного учёта наличия и расположения вагонов на сортировочных путях. В 1987 сдан в эксплуатацию комплекс автоматизированным системы оперативного управления перевозочным процессом. Для обмена информацией в реальном масштабе времени осуществлена межмашинная связь со всеми соседними ж. д., а также с Главным вычислит, центром МПС и с основные станциям и дороги.
Западно-казахстанская железная дорога
Среди важнейших мероприятий по увеличению пропускной способности дороги занимает развитие сортировочных, участковых и грузовых станций. В ходе капитального ремонта дополнит, развитие получили сортировочные ст. Кандагач, Макат, Илецк и участковые и грузовые ст. Эмба, Казалинск, Челкар, Актюбинск, Никельтау, Саксаульская, Шубаркудук, Бейнеу, Сагиз, Атерау, Ганюшкино, Кульсары, Мангышлак. Осуществлено строительство кабельных и радиорелейных линий связи; построены дома связи на ст. Актюбинск, Челкар, Саксаульская, Никельтау. В результате совершенствования организации ремонта пути и внедрения прогрессивных технологических процессов эффективно используются путевые машины и механизмы. Построены и введены в эксплуатацию производств, базы путевых машинных станций на ст. Эмба, Казалинск, Пойма, Альджан. Дополнит, мощности получило локомотивное хозяйство. Построены пункты технического обслуживания в депо Казалинск, Саксаульская, Кандагач, Макат, Мангышлак, Бейнеу, цеха по производству текущего ремонта локомотивов в депо Саксаульская, Шубаркудук. Увеличены мощности хозяйства контейнерных перевозок и коммерческие работы. Построены крытые механизированные склады грузовых районов на ст. Актюбинск, Гурьев, Жилаево, введены в эксплуатацию контейнерные площадки по переработке среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров на ст. Тюратам, Актюбинск.