Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, основан в янв. 1905, состоял из рабочих ячеек. В апр. 1905 был проведён съезд, на котором присутствовали представители Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брестской, Московско-Казанской, Московско-Рыбинской, Московеко-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной железной дороги. По инициативе Моск. комитета РСДРП в мае 1905 создан профсоюз железнодорожников Моск. железнодорожного узла, который обратился с воззванием ко всем ж.-д. служащим объединиться для борьбы с царским самодержавием В июле 1905 в Москве состоялся нелегальный Всероссийский съезд профсоюза железнодорожников с участием представителей 20 ж. д., на котором был принят Устав Всероссийского ж.-д. союза. В 1906 изданы «Временные правила о профессиональных обществах», которые лишили железнодорожников права объединяться в профсоюзы, и союз ушёл в подполье. Первая легальная Всероссийская конференция ж.-д. служащих и рабочих состоялась в апр. 1917 в Петрограде. Конференция избрала эсеро-меньшевистский Временный исполком для созыва Всероссийского учредит, съезда железнодорожников, который собрался в июле 1917 в Москве. Съезд избрал Викжель, лидеры которого отказались признать правомочность съезда Советов и избранного им исполнит, комитета, предъявили ультиматум о создании однородного социалистич. правительства. На митингах и собраниях рабочие приняли решение о немедленном созыве второго Всероссийского съезда железнодорожников с целью переизбрания Викжеля. В дек. 1917 открылся Всероссийский съезд союза мастеровых и рабочих, к которому присоединились члены левого крыла Викжеля. Съезд признал все декреты Сов. власти и избрал центральный орган — Викжедор. В февр. 1919 в Москве состоялся первый Всероссийский съезд профсоюзов железнодорожников, положивший начало объединению всех союзов на железнодорожный транспорте. В 1920 произошло объединение профсоюзов железнодорожников и водников и создан Центральный комитет транспорта (Цектран), руководителем которого стал Л. Д. Троцкий. Осенью 1922 объединённый союз распался, выделившийся в самостоятельную организацию профсоюз железнодорожников провозгласил борьбу за повышение производительности труда на железнодорожный транспорте, всемерное развёртывание социалистич. соревнования и ударничества, досрочное выполнение пятилеток, осуществление программы реконструкции отрасли.
Пленум Всероссийского центрального совета профсоюзов (ВЦСПС), состоявшийся в сент. 1934, разделил профсоюз железнодорожников на профсоюз центральных железных дорог, железных дорог Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии, рабочих заводов транспорта, а также профсоюз рабочих железнодорожного строительства и метрополитена. В 1948 эти профсоюзы объединились. В 1991 в едином профсоюзе состояло около 4,9 млн. чел., работающих и обучающихся в системе МПС и трансп. строительства. В 1982 состоялся 23-й съезд профсоюза рабочих железнодорожного транспорта, на котором союз был переименован в профессиональный союз рабочих железнодорожного транспорта и трансп. строительства. Внеочередной, 25-й съезд профсоюза, прошедший в сент. 1990, принял новый Устав, программные документы, определяющие основные принципы деятельности профсоюза, дал союзу указанное название.
Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей
- Подробности
- Категория: Организации