Научно-исследовательский институт транспортного строительства (Москва), основан в1930 как Всесоюзный НИИ железнодорожного строительства и проектирования, с 1956 — Всесоюзный НИИ транспортного строительства (ЦНИИС), указанное назв. с 1992. Головной институт по строительству железных дорог, мостов, тоннелей, метрополитенов, морских берегозащитных и др. сооружений на транспорте. Разрабатывает вопросы повышения технического уровня транспортного строительства; готовит методич. материалы по разработке и использованию буровой техники, автоматизации производств. процессов и созданию АСУ технологического процессами в трансп. строительстве; проводит исследования и отработку систем гидро- и электропривода; координирует исследования по ряду межотраслевых проблем.
В институт входят науч. отделения: искусств, сооружений, изысканий и проектирования ж. д., земляного полотна и верхнего строения пути, тоннелей и метрополитенов, электрификации железных дорог, гидротехнического сооружений, трансп. зданий и др. Филиал института в Новосибирске специализируется на разработке проектов фундаментов мостов, земляного полотна, водопропускных сооружений в условиях Зап. Сибири; отделение в Сочи — на вопросах берегозащитных сооружений; мерзлотная станция в Тынде — на решении проблем строительства на вечномёрзлых грунтах. Кроме того, в различных климатич. регионах созданы спец. науч. лаборатории, проводящие исследования условий строительства в данных районах. В институте работает ВЦ, спец. конструкторско-технол. бюро, эксперим. завод (в Москве). Имеется аспирантура, институт принимает к защите кандидатские и докторские диссертации. Выпускаются «Труды» (с 1950), тематич. сборники, нормативные и рекомендат. документы, ииформац. материалы. Иин-т — член международных ассоциаций по мостам, бетону и железобетону, гидравлике и гидротехнике, сотрудничает с науч. учреждениями в США, Канаде, Франции и др. странах по вопросам мосто-, тоннеле- и метростроения, проектирования и строительства железных дорог Награждён орденом Октябрьской Революции (1984).