Консольный кран — подъёмный кран с неповоротной или поворотной консольной фермой; предназначается для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. При строительстве железнодорожных объектов К. к. используют при сооружении сборных металлической опор и для монтажа пролётных строений мостов. Главная балка ж.-д. консольного крана опирается на специальные железнодорожных платформы и имеет две консоли. К передней консоли подвешивается монтируемое пролётное строение, к задней — противовес. Такие крапы были созданы в СССР в годы Великой Отечественной войны и широко применялись при восстановлении разрушенных мостов и строительстве новых.
Установка балки моста железнодорожным консольным краном ГЭПК 130/17,5.
Совершенствование этой конструкции привело к созданию габаритного электрифицированного поворотного двухконсольного крана ГЭПК130/17,5 грузоподъёмностью 130 т (см. рис.). Масса крана в транспортном положении 680 т. Поворотная гл. балка позволяет перемещать блок пролётного строения в горизонтальной плоскости на расстояние до 5,3 м от подкранового пути и устанавливать его в проектное положение. Устойчивость против опрокидывания обеспечивается противовесом. Консольные краны нашли также применение при установке частей стальных решётчатых ферм. Применяется также консольные краны грузоподъёмностью 80 т —ГЭПК80/100. (созданный на базе ГЭК80), массой 503 т с неповоротной главной балкой, предназначенный для установки блоков пролётных строений с последующей поперечной сдвижкой их в проектное положение домкратами.
При навесном монтаже балочных неразрезных и консольных пролётных строений с поперечным членением применяются специальные консольные краны грузоподъёмностью до 160 т. Двухконсольный кран MAC 16 позволяет монтировать разрезные стальные пролётные строения со сквозными фермами под ж. д. навесным способом и снимать задней консолью элементы, соединяющие анкерное и монтируемое пролётные строения.