Обслуживание пассажиров — система услуг населению по осуществлению поездок на железнодорожный транспорте. Обслуживание пассажиров охватывает услуги, предоставляемые пассажирам на вокзалах и в поездах, а также гор. транспортными агентствами и выносными ж.-д. кассами.
Услуги обслуживания пассажиров являются составной частью общей сферы платных услуг, оказываемых населению на железных дорогах (с учётом профильных составляют более 90%), и относятся к следующим видам; транспортные услуги (часть непрофильных услуг), включаются в состав бытовых услуг; услуги пасс, транспорта (входят все профильные услуги и часть непрофильных услуг, не вошедших в бытовые). В состав транспортных услуг (бытовых) входят: услуги камер хранения и носильщиков, доставка билетов на дом, перевозка домашних вещей и др. Услуги пасс, транспорта включают услуги по перевозке пассажиров (профильные) в дальнем и пригородном сообщениях, туристско-экскурсиоиные перевозки, перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа, услуги, оказываемые пассажирам в пути следования (предоставление постельных принадлежностей, чая и др.), а также услуги (непрофильные) по предварительной продаже билетов, транспортно-экспедиционному обслуживанию, проживанию в комнатах матери и ребёнка на вокзалах, в вагонах-гостиницах, справочно-информационному обеспечению на вокзалах и др.
В целях совершенствования обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах вводятся в действие соответствующие стандарты на услуги, расширяется их ассортимент.