«Дорога Победы» — железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, построенная в 1943 после прорыва блокады Ленинграда. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 янв. 1943 освободили г. Шлиссельбург и территорию южнее Ладожского озера (шир. 8—10 км). Гос. Комитет Обороны принял постановление о строительстве железнодорожной линии протяжённостью 33 км, связывающей Ленинград с железнодорожной сетью страны через Волховстрой. Строительство возглавил генерал И. Г. Зубков. Трасса дороги прокладывалась по краям Синявинских болот в 3—5 км от  позиций противника и подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Главный объект строительства — мост через Неву дл. 1300 м— на первом этапе возводился как низководная свайно-ледовая эстакада с 2-метровыми пролётами. Мост, построенный за
дней, пропустил первый поезд с Большой земли в Ленинград в ночь с 6 на 7 февр. 1943. Временный высоководный железнодорожный мост через Неву был построен 25 марта 1943. Для повышения пропускной способности дороги сооружён 18-километровый обход, проложенный ближе к озеру. По дороге поезда двигались только ночью друг за другом на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Для увеличения пропускной способности линии 15 мая 1943 была введена -«живая блокировка», которую осуществляли стоявшие вдоль всей трассы на расстоянии видимости световых сигналов железнодорожники (в первую ночь в Ленинград прибыло 24 поезда). «Живая блокировка» заменена полуавтоматической. 25 мая 1943 это увеличило пропускную способность дороги до 32 поездов в ночь. В 1943 в Ленинград было доставлено 4,4 млн. т различных грузов (в 2 раза больше, чем по «Дороге жизни»).
Лит.: Майоров Я. М., Магистрали мужества, М., 1982; Ковальчук В. М., Дорога победы осажденного Ленинграда. Железнодорожная магистраль Шлиссельбург — Поляны в 1943 г., Л., 1984.