Тяговая сеть переменного тока 2x25 кВ включает в себя контактные подвески, питающие провода каждого пути и обратную рельсовую сеть, которые связаны между собой через обмотки линейных автотрансформаторов.
Поскольку рабочее напряжение контактного провода по отношению к рельсам и земле при системе электроснабжения 2 х 25 кВ составляет 27,5 кВ, в устройствах контактной сети используют типовые конструкции с теми же габаритными размерами и изоляцией, что и при обычной системе 25 кВ переменного тока. Применяют как изолированные, так и неизолированные консоли, причем в последнее время с учетом условий обслуживания наибольшее распространение получили неизолированные консоли.
На основании опыта проектирования и эксплуатации участков Московской и Белорусской дорог институтом Трансэлектропроект разработаны типовые схемы и узлы подвески проводов для системы электроснабжения 2x25 кВ. В качестве питающего провода на каждом главном пути применяют в основном алюминиевый провод марки А-185. В зависимости от характера тяговой нагрузки конкретного участка могут быть использованы провода других марок, в частности, расщепленный 2А-95.
Рис. 1.27. Схема размещения проводов тяговой сети 2x25 кВ на опорах
I — контактный провод, 2 — несущий трос, 3 — питающий провод, 4 — провод ДПР
Для подвески питающего провода используют типовые поддерживающие конструкции, применяемые для размещения дополнительных проводов системы переменного тока 25 кВ (фидерные, отсасывающие, усиливающие, линии продольного электроснабжения и пр.).
Рис. 1.28. Опора контактной сети на однопутном участке:
(обозначения 1—4 в подрисуночной подписи к рис. 1.27; 5 — провод питания автоблокировки)
На однопутном участке (рис. 1.27, а) питающий провод подвешивают над линией ДПР на кронштейне типа КФС или КФ с полевой стороны опоры, а если эта сторона занята другими проводами, то над тягой консоли контактной подвески (рис. 1.28).
При этом линию ДПР подвешивают с полевой стороны на кронштейнах типа КФД или КФДС.
На двухпутном участке (рис, 1.27, б) питающий провод данного пути подвешивают совместно с одним из проводов линии ДПР на кронштейне типов КФДИ, КФДУ; в районах, подверженных автоколебаниям проводов, — КФДСИ, КФДСУ.
Возможно размещение питающего провода каждого пути так же, как на однопутном участке. Если высота опоры недостаточна для соблюдения допустимых расстояний от проводов до земли [41, то как исключение допускается подвешивание питающего провода над консолью на Г-образной стойке.
На станциях питающими проводами оборудуют только главные пути. Эти провода на двухпутных участках крепят к жестким поперечинам на треугольных подвесах или располагают на одном кронштейне с проводом ДПР (рис. 1.29). Питающие провода на станциях однопутных участков подвешивают на кронштейне КФС, установленном на жесткой поперечине.
В соответствии с нормами, регламентированными Правилами устройства электроустановок, расстояние между точками подвеса питающего провода и провода ДПР на одном кронштейне принято 2,2 м исходя из возможного наибольшего рабочего напряжения между ними 55 кВ. Расстояние от точки подвеса питающего провода до опоры составляет 1,3 м (1,6 м при использовании удлиненных кронштейнов КФДУ, КФДСУ). При наклоне гирлянды изоляторов этим обеспечивается изоляционное расстояние не менее 1,1 — 1,2 м.
Питающий провод анкеруют за пределами сопряжения участков контактной подвески: не более чем через 3—4 км при протяженности кривых свыше 10 % и не более чем через 8 км при их протяженности до 10 % длины анкерного участка. С целью повышения надежности работы системы электроснабжения 2x25 кВ в узлах подвески, анкеровки и перехода питающих проводов через пути применяют стеклянные изоляторы. Все переходы проводов над контактными подвесками выполняют на сдвоенных гирляндах изоляторов.
На основе опыта эксплуатации первых участков, электрифицированных по системе 2 х25 кВ, в проектах электрификации предусматривают продольное раздельное секционирование питающих проводов и контактной подвески с применением однополюсных разъединителей. Для производства работ на отключенной секции питающего провода необходимо также отключать все присоединенные к ней АТ. Однако следует иметь в виду, что при отключении раздельно секции питающего провода или контактной подвески существенно возрастает электромагнитное влияние тяговой сети на смежные коммуникации. В местах подключения фидерных линий к контактной подвеске и питающему проводу типовым проектом предусмотрены двухполюсные разъединители.
В тоннелях из-за стесненных габаритов питающий провод не прокладывают. Его пропускают в обход либо анкеруют с обеих сторон тоннеля.
Для защиты устройств питающего провода от атмосферных перенапряжений устанавливают разрядники (роговые или трубчатые на номинальное напряжение 35 кВ) в местах секционирования с обеих сторон включая посты секционирования.
Рис. 1.29. Схемы расположения проводов тяговой сети на станциях (обозначения в подрисуночной подписи к рис. 1.27)
При системе электроснабжения 2 х 25 кВ тяговая рельсовая сеть наряду с питающими проводами является цепью возврата тока на подстанции. Кроме того, по рельсовой сети осуществляется возврат местных токов в линейные автотрансформаторы. Поэтому к устройству и обслуживанию рельсовых сетей в зонах подключения отсасывающих линий автотрансформаторных пунктов (АТП) предъявляют такие же требования, как и на участках вблизи тяговых подстанций переменного тока. Рабочее заземление автотрансформаторов выполняется двумя проводниками, подключенными к средним выводам путевых дроссель-трансформаторов, причем каждый из проводников имеет площадь сечения на полный ток АТП. Если расстояние между АТП и существующим путевым дроссель-трансформатором составляет более 200 м, заземление подключают к специально установленному дополнительному дроссель-трансформатору.