Выемка

Выемка — заглублённое линейное сооружение, построенное на трассе дороги посредством изъятия грунта на заданную глубину и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на определённых в проекте ж. д. отметках ниже поверхности земли. Элементы выемки: основная площадка земляного полотна, кюветы, закюветные полки (при необходимости), откосы, банкеты или соответствующие планировки грунтовой поверхности (с нагорной стороны), забанкетная и нагорная канавы. Вдоль В. с одной или обеих сторон часто размещаются кавальеры, сооружаемые планировкой грунта, полученного при разработке В. и непригодного для возведения соседних насыпей (см. рис. в ст. Земляное полотно).
Ширина основной площадки в В. регламентируется строит, нормами и правилами и зависит от категории ж.-д. линии. В необходимых случаях для предупреждения пучин и др. деформаций заменяют грунт в слое под проектным очертанием основной площадки, соответственно изменяя конструкцию В. Крутизна и очертание откосов зависят от свойств и состояния грунтов, прорезаемых В. При глубине В. до 2 м нередко откосы делают более пологими для уменьшения заносов снегом и песком. Откосы В. глубину до 12 м в глинистых, супесчаных и песчаных грунтах при благоприятных природных условиях имеют крутизну 1:1,5. Поверхностный водоотвод осуществляют обычно по кюветам, банкетам, забанкетной и нагорной канавам. Откосы В. глубину 2—12 м укрепляют, как правило, травосеянием; при большей глубине травосеяние применяется при устройстве, например, ж.-б. обрешётки на откосе В.; для предупреждения сплывов, ветровой эрозии (в пустынях) иногда требуются спец. способы крепления. Для обеспечения стабильности земляного полотна в В. при размещении их в скальных породах, на неустойчивых косогорах, при наличии грунтовых вод, на подходах к тоннелям и в др. сложных условиях может потребоваться сложный комплекс дорогостоящих защитных и укрепит, сооружений (подпорных стенок, дренажей и т. п.).

 
« Выбор типа сортировочной станции   Выработка тоннеля »
железные дороги