Земляное полотно железной дороги — комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути. 3. п. воспринимает нагрузку от рельсо-шпальной решётки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя её на ниже лежащий естественный грунт. К основным сооружениям   земляного полотна железной дороги — основная площадка и откосы (рис. 2). Земляное полотно железной дороги имеет также устройства, непосредственно связанные с ним: у насыпей — бермы, продольные канавы или. резервы (из резервов берётся грунт для возведения насыпи), у выемок — кюветы, банкеты и забанкетные канавы (для отвода воды с обреза выемки), кавальеры, нагорные канавы. Высота насыпи или глубина выемки обычно от 1—2 до 25— 30 м. При необходимости иметь большие рабочие отметки продольного профиля пути насыпи заменяют виадуками, а вместо выемок устраивают тоннели. Полунасыпи, полувыемки и полунасыпи-полувыемки применяют в основные в горных р-нах. У полунасыпи основная площадка располагается полностью на насыпном грунте, а в полувыемке —  на естественном грунте (см. рис. 1). В связи с тем, что у полунасыпи- полувыемки неодинаковые условия прочности 3. п. под обеими рельсовыми нитями, трудно обеспечить устойчивость откосов насыпной части. Поэтому такой тип 3. п. не рекомендуется.

Земляное полотно
К земляному полотну относятся насыпи, выемки, полуна- сыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки и нулевые места (рис. 1).
При подтоплении 3. п., сооружении насыпей вдоль рек иди водоёмов (на прижимах — узких участках, примыкающих к крутому склону), на крутых косогорах, в р-нах скально-обвальных явлений, осыпей, возможного схода снежных лавин и пр. 3. п. имеет защитные сооружения и укрепительные устройства и сооружения.


Земляное полотно железной дороги сооружается по типовым или индивидуальным проектам: Типовые проектные решения принимаются для участков с простыми инженерно-геологич. и топографическими условиями, где возможно устройство 3. п. со стандартными оси. размерами для типовых конструкций. Индивидуальные проекты разрабатываются для устройства 3. п. в сложных природных условиях, их параметры определяются инж. расчётами. Применяются также групповые поперечные профили (проекты) 3. п. на участках со сложными, но многократно повторяющимися подобными условиями.
Материалами для строительства 3. п. служат грунты в виде скальных или осадочных массивов (для выемок) и круппообломочные, песчаные и глинистые грунты нарушенной  структуры (для насыпей). Для насыпей должны использоваться грунты, состояние которых под воздействием природных факторов практически не изменяется. Для обеспечения достаточной плотности грунтов насыпей при сооружении 3. п. грунты подвергаются обязат. послойному уплотнению. При использовании глинистых грунтов тугопластичной консистенции (наз. переувлажнёнными) крутизна откосов насыпей уменьшается для обеспечения их устойчивости, основная площадка уширяется, и на ней укладывается подушка из дренирующего грунта для предотвращения пластических деформаций от воздействия динамического нагрузки при движении поездов и возникновения пучин земляного полотна.
Земляное полотно является долговременным сооружением (расчётный срок службы 500 лет). Его состояние зависит от мн. факторов и изменяется во времени. При неблагоприятном сочетании прочности, устойчивости 3. п. и воздействующих факторов появляются деформации земляного полотна и его дефекты. Длительно эксплуатируемые насыпи требуют особого внимания, т. к. от них в значит, степени зависит перевозочный процесс на железных дорогах.