Содержание материала

ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА - обложка

А. А. РАБИНОВИЧ
ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
Москва — 1965

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача полного удовлетворения потребностей советских людей в современных видах городского транспорта решается совместными усилиями работников промышленности, изготовляющих подвижной состав и средства энергоснабжения, и работников коммунальных предприятий, занятых эксплуатацией и ремонтом подвижного состава.
В связи с этим большое значение приобретает подготовка квалифицированных кадров для предприятий коммунального транспорта и издание необходимой литературы по конструкции, методам эксплуатации и ремонту подвижного состава.
В данной книге приведены основные сведения о методах проектирования, конструкции, технологии производства, выборе, методах испытания, ремонте и эксплуатации электродвигателей для вагонов трамвая, троллейбусов и вагонов метрополитена.
Книга предназначена для работников проектных организаций и предприятий коммунального транспорта, занятых проектированием, эксплуатацией и ремонтом подвижного состава городского электрифицированного транспорта. Отдельные разделы книги могут быть использованы также в качестве учебного пособия при проектировании тяговых двигателей и системы управления. Наряду с обобщением ряда материалов по проектированию, технологии и эксплуатации тяговых двигателей автор в главе «Выбор тягового электродвигателя» попытался предложить новый метод выбора тяговых двигателей с учетом их тепловой мощности, тяговых характеристик и коммутационных ограничений. Этот метод при всей его внешней простоте дает возможность достаточно правильно выбрать тяговый двигатель для конкретных условий эксплуатации.
В книге приведена специально подготовленная техническая документация, необходимая для всех видов ремонта тяговых двигателей. Описания специальных технологических процессов и методов испытаний также должны содействовать организации правильного ремонта и эксплуатации тяговых двигателей.
Наряду с описанием конструкции и технологии двигателей старых серий, но еще находящихся в эксплуатации, в соответствующих разделах даются конструкции новых типов тяговых двигателей с кремний-органической изоляцией. Двигатели этого типа начали изготовляться лишь в 1963 г., и опыт их применения еще недостаточен.

ГЛАВА 1
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

1. Основы проектирования

Основные технические данные выпущенных в СССР тяговых электродвигателей для городского транспорта приведены в табл. 1.
Как видно из данных таблицы, в 1950 г. тяговые двигатели для городского транспорта были сведены в единую унифицированную серию машин, построенную на едином диаметре якоря (275 мм) и двух диаметрах станины: 485 мм для трамвайных двигателей и 515 мм для двигателей вагонов метрополитена и троллейбусов.


Рис. 1. Вес троллейбусных двигателей
Рис. 2. Вес трамвайных двигателей

Рис. 3. Вес двигателей для метрополитена

Тяговые электродвигатели для вагонов трамвая, троллейбусов и вагонов метрополитена
Таблица 1

Таблица 2

Унификация элементов конструкции двигателей единой серии


Продолжение табл. 2

В 1964 г. было закончено внедрение новой единой серии двигателей, в которой при тех же наружных диаметрах станины увеличен диаметр якоря до 280 мм, применена более теплостойкая изоляция, повышена мощность большинства типов электродвигателей.
Степень унификации при построении новой серии тяговых двигателей характеризуется данными табл. 2.
Технический прогресс, достигнутый в процессе развития конструкции и технологии изготовления тяговых двигателей, может быть оценен на основе некоторых показателей, приведенных на рис. 1, 2 и 3.
Основные параметры тяговых двигателей регламентированы в СССР стандартом ГОСТ 2582—50. Кроме того, ряд требований к тяговым двигателям для городского транспорта установлен стандартами на троллейбусы (ГОСТ 7495) и трамвайные вагоны (ГОСТ 8802—58).