Содержание материала

Вохмянин Э.С., Чумаков В.Ю. Обнаружение и устранение неисправностей в электрических цепях электровозов ВЛ11 и ВЛ11м: Практическое пособие машинисту. 

В практическом пособии машинисту изложены методы обнаружения и способы устранения неисправностей в электрических цепях электровозов ВЛ 11 и ВЛ11м с учетом изменений, произведенных заводом-изготовителем.
Предназначено машинистам и помощникам машинистов, а также работникам, связанным с эксплуатацией и ремонтом электроподвижного состава (ЭПС); будет полезно учащимся дорожных технических школ, учебно-производственных центров и студентам техникумов и колледжей железнодорожного транспорта.

От авторов

Для быстрого обнаружения неисправностей в электрических в цепях электровозов ВЛ 11 и ВЛ11м, успешного их устранения машинист должен знать электрические схемы локомотивов, расположение аппаратов в высоковольтной камере и машинном отделении, их назначение; обладать логическим мышлением. Многие способы устранения сложны и занимают продолжительное время. Для сокращения времени простоя из-за неисправности электровоза на перегонах или станциях способы устранения неисправностей необходимо многократно отрабатывать на тренажерах.
Книга является практическим пособием, содержащим сведения о видах повреждений в электрических цепях электровозов ВЛ 11 и ВЛ 11м, признаках неисправностей, причинах их возникновения, методах обнаружения и способах устранения неисправностей в электрических цепях локомотивной бригадой в ходе эксплуатации электровозов.

электровоз ВЛ11

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ11 И ВЛ11м

Все работы по обнаружению и устранению неисправностей в электрических цепях электровозов ВЛ 11 и ВЛ11м локомотивная бригада обязана выполнять точно соблюдая правила и инструкции по технике безопасности ЦТК-8/126 и ЦТ-555, Правила пожарной безопасности ЦУО/175 и Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации ЦТ-685. При возникновении короткого замыкания (к.з.) в крышевом оборудовании, повреждении контактной сети и токоприемника локомотивная бригада должна согласовать с энергодиспетчером свои действия и руководствоваться инструкциями ЦТ-ЦЭ/844 и ЦТ-ЦЭ/860 от 09.10.2001.
В зависимости от характера возникшей неисправности в электрической цепи, профиля пути, массы поезда, погодных условий и поездной обстановки локомотивная бригада должна принять одно из решений:

  1. обнаружить и устранить неисправность в движении с безусловным соблюдением безопасности движения поездов и инструкции по технике безопасности. При этом машинисту разрешено приступать к определению или устранению неисправности не выходя из кабины и только после взаимного дублирования с помощником машиниста по форме: «Отвлекаюсь от наблюдения — веду наблюдение». Перед выходом помощника из кабины, по указанию машиниста, для сбора аварийной схемы на рейке зажимов дублирование производится по той же форме;
  2. обнаружить и устранить неисправность после остановки на наиболее легком профиле пути или на станции.

Запрещается заниматься обнаружением и устранением неисправности при запрещающем показании проходного светофора, при подходе к местам ограничения скорости и следовании по ним, следовании в режиме выбега, при подходе к станции и в условиях плохой видимости.

После сбора аварийной схемы применение рекуперативного торможения запрещается.

Проследование ближайшей станции при неоднократных срабатываниях аппаратов защиты запрещается, если не выяснены причины их срабатывания.
Вспомогательный локомотив должен быть затребован не позднее чем через К) мин после остановки поезда на перегоне. При этом локомотивная бригада должна руководствоваться п. 7.2 Инструкции по движению поездов и маневровой работе и п. 16.43—16.49 ПТЭ.
После затребования вспомогательного локомотива протягивается скоростемерная лента, наполняются сжатым воздухом запасные резервуары токоприемников РС7, если они не были наполнены при движении, или главные резервуары, и только после этого приступают к обнаружению и устранению неисправности. Если неисправность обнаружена и устранена, т.е. отпала необходимость во вспомогательном локомотиве, локомотивная бригада обязана доложить об этом через дежурного по станции (ДСП) поездному диспетчеру, отказаться от вспомогательного локомотива с указанием времени готовности и вновь протянуть скоростемерную ленту.
Приводить в движение поезд разрешается только по приказу поездного диспетчера, переданному по поездной радиосвязи лично машинисту или через ДСП станции, с которой ведутся переговоры.
После прибытия в депо аварийная схема по согласованию со старшим маогером (мастером) или бригадиром ПТОЛ полностью или частично разбирается (инструкция ЦТ 585). В журнале формы ТУ-152 производится подробная и разборчивая запись о характере неисправности, принятых мерах с указанием номеров проводов, контактов, на которые устанавливались перемычки или под которые подкладывалась изоляция, производилось принудительное механическое включение аппаратов.