Содержание материала

Почтовый вагон предназначен для перевозки почтовой корреспонденции, изданий периодической печати, посылочной почты в пассажирских поездах. Габаритные размеры, конструкция кузова, тормоз, ходовые части, ударно-тяговые приборы, электрооборудование, системы водоснабжения и отопления у почтового вагона такие же, как у некупированного. В настоящее время на наших железных дорогах эксплуатируются почтовые вагоны различных модификаций, постройки отечественных заводов, отличающиеся друг от друга в основном конструкцией тележек, размерами кладовых, сортировочного зала, устройством системы энергоснабжения и внутренней отделкой служебных и бытовых помещений. С 1957 по 1960 г. выпускались почтовые вагоны, оборудованные кладовыми повышенной вместимости. 

Рис. 20. Планировка почтового вагона постройки завода им. Егорова 1969 г.

В связи с насыщением парка такими вагонами изготовление их затем было прекращено и начат выпуск вагонов с увеличенной площадью сортировочного зала.
Почтовый вагон постройки 1969 г. имеет трактовую кладовую 1 (рис. 20), тамбур 2, котельное отделение 3, туалет 9, служебное отделение 8, коридор 6, сортировочный зал 7, купе для отдыха обслуживающей бригады 4 и транзитную кладовую 5. В сортировочном зале установлено большое количество светильников на потолке и бра на стене для освещения стола при сортировке писем. В купе 4 имеется шесть спальных мест 1: два мягких дивана, две мягкие полки во втором ярусе и две жесткие в третьем. Отопление вагона водяное, вентиляция принудительная, энергоснабжение автономное от подвагонного генератора.
Трактовая кладовая площадью 16,18 м2, расположенная с котлового конца вагона, служит для размещения посылок и других почтовых отправлений, которые предназначаются для предприятий связи, попутных станций, а также для приема почтовых отправлений на этих станциях. Эта кладовая оборудована настенными полками. В обеих боковых стенах устроены двустворчатые двери, открывающиеся наружу. У поперечной стены, отделяющей кладовую от тамбура, установлен электрохолодильник типа «Ладога». Транзитная кладовая площадью 18,6 ж2 предназначена для перевозки посылок от пункта отправления до конечной станции. Кроме того, прием и выдача посылок производятся и на крупных узловых станциях. Оборудование транзитной кладовой такое же, как и трактовой. В служебном отделении имеются нижний диван с рундуком, спальная и багажная полки и стол- тумбочка. Здесь же расположен электрощит.
Сортировочный зал на шесть рабочих мест имеет площадь 17 м2. Оборудование этого зала состоит из сортировочных шкафов для простой, заказной и специальной корреспонденции, шкафа для продуктов, двух столов с тумбочками и двух тумбочек с лотками для писем. Кроме того, здесь установлен стол для очистки корреспонденции от пыли, состоящий из двух металлических коробов: внутреннего 5 (рис. 21) с гофрами и большим количеством мелких отверстий и наружного 6. Очищающий воздушный поток создается при помощи вентилятора 2, приводимого во вращение электродвигателем 1. Через коробку 7 с заслонкой и патрубок 8 полость стола сообщается с атмосферой. 


Рис. 21. Стол для очистки почтовой корреспонденции от пыли
Таблица 2

На конце патрубка, выходящем под вагон, установлена рамка с откидной сеткой, удерживаемой в рабочем положении гайкой-барашком. Сверху пылеочистительный стол закрывается крышкой 4, которая непосредственно примыкает к крышке сортировочного стола. При повороте рукоятки 3 одновременно включается электродвигатель и открывается заслонка у коробки.
Чтобы очистить корреспонденцию от пыли, открывают крышку стола и фиксируют ее в вертикальном положении. Затем устанавливают рукоятку 3 в положение «включено-открыто», т. е. включают электродвигатель, загружают корреспонденцию во внутренний короб и для лучшей очистки слегка ее перемешивают. По окончании работы вентилятор выключают, повернув рукоятку в положение «выключено- закрыто».
Характеристика почтовых вагонов приведена в табл. 2.