Содержание материала

Буксовый узел состоит из корпуса буксы 13 (рис. 100), через отверстия в кронштейнах которой проходят шпинтоны 6, укрепленные болтами на раме тележки. В буксах применяются цилиндрические и сферические роликовые подшипники.
Надбуксовое подвешивание тележки КВЗ-5 состоит из цилиндрических пружин 9, которые устанавливаются в гнезда кронштейнов букс. Между нижним торцом пружин и кронштейном буксы ставится опорное кольцо и резиновый амортизатор, служащий для поглощения шума. На каждой буксе располагаются две цилиндрические пружины 9 и два фрикционных гасителя колебаний, состоящих из пружины 10, резиновой шайбы, кольца 2, сухаря 7 и втулки 3.
Техническая характеристика наружных надбуксовых пружин тележек КВЗ-5 следующая:

 
Буксовый узел тележки КВЗ-5
Рис. 100. Буксовый узел тележки КВЗ-5:
1 —  резиновый амортизатор; 2  — кольцо; 3 —  втулка; 4  —  гайка шпинтона; 5  —  тарельчатая пружина; 6  —  шпинтон; 7  —  cуxapь; 8  —  опорное кольцо; 9  —  надбуксовая пружина; 10  —  пружина фрикционного гасителя колебаний; 11  —  лабиринтное кольцо; 12  —  роликовый подшипник; 13  —  корпус буксы; 14  —  дистанционное кольцо; 15  —  крепительная крышка; 16  —  торцовая гайка· 17 — стопорная планка; 18  —  смотровая крышка

Пружины для одного буксового узла подбираются по высоте. При этом в одном узле при нагрузке от тары вагона допускается разница не более 2 мм, а в свободном состоянии  —  не более 4 мм. Каждая пружина должна упираться в опорную плоскость шпинтона. Кольцевой зазор между телом шпинтона и кромкой отверстия в кронштейне буксы может быть неодинаковой величины по окружности, но не менее 8 мм.
Пружины по высоте в свободном состоянии разбиваются на три группы: I  —  303—300 мм, II — 300—297 мм, III — 297—294 мм. На тележках эти группы пружин устанавливаются согласно схемам, разработанным для каждого типа вагона. Схема установки надбуксовых пружин на тележках багажного и почтового вагонов постройки КВЗ показана на рис. 101. В буксовых узлах № 1 и 4 ставится пружина I или II группы. Допускается постановка на тележку одновременно пружин I и II групп, при этом пружины I группы ставятся в буксовый узел № 1, а в узел № 4 — пружины II группы. В буксовых узлах № 2 и 3 ставятся пружины II или III группы. При постановке на тележку одновременно и тех и других пружин пружины II группы ставятся в буксовый узел № 2, а III группы — в узел № 3.
В тележках КВЗ-5 буксы для роликовых подшипников имеют внутренний диаметр 280 и 250 мм вместо применяемых ранее в тележках ЦМВ букс диаметром 300 мм. Вследствие этого и шпинтоны для букс устанавливаются ближе друг к другу, т. е. их центры расположены на расстоянии 580 мм вместо 640 мм. Шпинтоны тележки КВЗ-5 отливаются из стали марки 25ЛII гр. Наличие двух заплечиков необходимо для упора в них втулки и пружины гасителя колебаний.
В отличие от тележек ЦМВ центровое посадочное отверстие шпинтонов тележек КВЗ-5 смещено от центра на 15 мм. Следовательно, если при установке двух шпинтонов на один буксовый узел оба шинтона повернуть на 180°, то расстояние между центрами шпинтонов можно увеличить с 580 до 640 мм.
Фрикционный гаситель колебаний (см. рис. 100) состоит из двух пружин 5 и 10 (одна тарельчатая, а другая из круглой стали диаметром 16 мм), втулки и сухарей 7. Втулка 3 с наружным диаметром 87 мм и высотой 226 мм плотно закрепляется на шпинтоне, а вокруг нее по окружности  устанавливаются шесть одинаковых сухарей. 

Рис. 101. Схема комплектовки надбуксовых пружин по высоте у багажного и почтового вагонов постройки Калининского вагоностроительного завода (К — котельное отделение)

Сухарь имеет две конических поверхности, на которые опираются кольца, имеющие также конические поверхности. Угол конуса в сухаре и кольце одинаков и равен 40°. На верхнее кольцо опирается пружина гасителя колебаний.
Пружина гасителя колебаний, как и все пружины тележки, изготавливается из стали марки 65Г по ГОСТ 1050—60. Техническая характеристика пружин фрикционных гасителей колебаний приведена в табл. 21. Все пружины независимо от завода-изготовителя имеют средний диаметр витка 124 мм, диаметр прутка 16 мм, число рабочих витков 3,9 и полное число витков 5,4.