Грузы

Грузы — продукция промышленности, сельского хозяйства, домашние вещи, принятые ж. д. для перевозки. В нашей стране в соответствии с Уставом железных дорог на железнодорожный транспорте действует единая тарифно-статистическая номенклатура грузов, содержащая такие разделы: продукция сельского хозяйства; продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; руды металлические; продукция топливно-энергетической промышленности; минеральное сырьё, минерально-строительные  материалы и изделия; продукция металлургической промышленности; продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности;
продукция хим. промышленности; продукция пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности; продукция лёгкой и полиграфической промышленности; домашние вещи; утильсырьё. Номенклатура грузов по разделам, а также алфавитный перечень грузов приведены в Тарифном руководстве № 1 МПС, которое используется при планировании и учёте перевозок и погрузке грузов; по нему определяются, к какой номенклатурной группе плана и учёта погрузки относится тот или иной конкретный груз. С учётом трансп. характеристик, свойств и условий перевозок грузы объединены в несколько групп: навалочные, насыпные, наливные, негабаритные, опасные, легкогорючие, смерзающиеся, тяжеловесные и др.
Навалочные           грузы — каменный уголь, руда, чёрные и цветные металлы, дрова, торф, сланцы, цемент и др.— перевозятся, как правило, без счёта мест. По желанию отправителя грузы могут быть предъявлены к перевозке по числу мест, если число мест груза, предъявляемого к перевозке в одном вагоне, не превышает 1500. Навалочные грузы в основные перевозят в открытых вагонах, полувагонах. Грузы, подверженные порче при действии атм. осадков (известь, соль и др.), транспортируются в крытых вагонах.
Насыпные грузы — хлебные грузы (рожь, пшеница, овёс, мука и др.), мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма — перевозят в крытых вагонах. При перевозке проса, льняного и горчичного семян, сорго, чумизы грузоотправители оклеивают стены вагона бумагой или др. защитными материалами. Др. зерновые грузы, а также муку, крупу и семена калибров, кукурузы перевозят только в таре.
Наливные грузы — жидкости, перевозимые в спец. вагонах-цистернах и полувагонах-бункерах. Более 90% наливных грузов, перевозимых железнодорожный транспортом, составляют нефтепродукты — керосин, бензин, дизельное топливо, лигроин, мазут, минер, масла. В эту же категорию входят продукты пищевой промышленности (растит, масла, спирт, патока, животный жир, сало и др.), а также хим. продукты (кислоты, щёлочи, красители, лаки, сжиженные газы и др.). Грузы, перевозимые наливом, делятся на неопасные и опасные; для последних предусмотрены особые условия перевозок. Наливные грузы обладают рядом свойств, которые определяют условия их транспортирования. Это вязкость, способность застывать при низких температурax, воспламеняться и испаряться. Кислоты и спирты, кроме того, характеризуются крепостью и воздействием на металл (разъедание, окисление). Способность наливных грузов застывать при низких температурax влияет на процессы налива и слива. Некоторые жидкие грузы застывают даже при температуре выше 20 °С (гудрон при 45 °С, нефтяная смола при 40 °С, нефтяные битумы при 28 °С). Поэтому перед сливом даже в норм, условиях их необходимо предварительно разогревать (или перевозить в спец. цистернах и полувагонах-бункерах). В холодный период года время слива вязких и застывающих грузов увеличивается. В зависимости от вязкости, температуры застывания грузов, перевозимые наливом, по срокам слива делятся на
группы. Нефтепродукты, у которых температура вспышки паров не превышает 45 °С, относятся к легковоспламеняющимся, с температурой вспышки паров выше 45 °С — к горючим.
Негабаритными грузами называются такие, которые при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути, выходят за пределы габарита погрузки, а также такие, выход которых за пределы габарита погрузки в криволинейных участках пути превышает геометрический вынос расчётного вагона дл. 24 м с базой 17 м. В зависимости от высоты над уровнем головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены 3 зоны негабаритности: нижняя, боковая и верхняя. Для более точного определения условий пропуска грузов на двухпутных линиях введена также условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на выс, 4000—4603 мм. По размерам выхода грузов за габарит погрузки и условиям их пропуска через ниж. сооружения и по двухпутным линиям установлены степени негабаритности: для нижней и боковой негабаритностей по шесть, для верхней — три степени. Сверхнегабаритность подразделяется на нижнюю, боковую, верхнюю, а также вертикальную (для грузов, располож. на высоте над уровнем головок рельсов более 5300 мм). Установлена также расчётная негабаритность, которая определяется с учётом геометрических выносов данного груза в условной расчётной кривой радиусом 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса.
Предусмотрено 3 этапа согласования перевозки каждого вновь создаваемого негабаритного или тяжеловесного изделия: предварит, согласование с МПС на стадии эскизного проектирования с целью установления технического возможности и способа перевозки; согласование грузоотправителем погрузочной документации с управлением ж. д.; окончат, согласование в МПС транспортирования грузов, имеющих нижнюю негабаритность 3—6-й степеней, боковую 4—6-й степеней, верхнюю 3-й степени, а также сверхгабаритных грузов и всех грузов, перевозимых на транспортёрах.
Опасными грузами считаются те, которые могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу др.  грузы, подвижного состава, сооружений. Опасные грузы перевозят по особым правилам, установленным МПС. По характеру опасности и свойствам опасные грузы делятся на 10 категорий: вещества, способные к образованию взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; самовозгорающиеся вещества; вещества, воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся вещества; едкие вещества; ядовитые вещества; радиоактивные вещества; сильнодействующие ядовитые вещества; взрывчатые вещества и предметы, ими снаряжённые. Условия приёма к перевозке, оформления документации, завоза на станцию и вывоза после выгрузки, требования к таре и упаковке, подвижному составу, порядок определения массы и выполнения погрузочно-разгрузочных работ — общие для всех опасных грузов. К условиям перевозки и мерам предосторожности, установленным для каждой категории опасных грузов и каждого груза в отдельности, относятся: вид упаковки и тары, в которых данный Груз должен быть предъявлен к перевозке; надписи и ярлыки на таре; указания о степени и виде опасности, отмечаемые в перевозочных документах; род подвижного состава и способ его оборудования под перевозку.

 
« Грузопотоки   Дальность перевозки грузов »
железные дороги