Дальность перевозки грузов — расстояние перемещения грузов между пунктами их отправления и назначения.
Дальность перевозки грузов оказывает большое влияние на транспортные затраты в нар. хозяйстве. В практике планирования наиболее широко используется средняя дальность перевозки грузов, выражаемая в км, которая является одним из важных показателей работы транспорта и определяется делением грузооборота (т-км) на объём перевозок грузов (т). На сети отечественных железных дорог средняя дальность перевозки грузов составила 985 км (1990). Средняя дальность перевозки грузов зависит от размещения производит, сил страны, специализации и кооперирования производства, а также от оптимальности прикрепления потребителей к поставщикам продукции. По родам грузов различают наибольшую среднюю дальность перевозки грузов (до 1200—1500 км) — по нефтяным и лесным грузам, кам. углю, чёрным металлам, хлебным грузам, некоторым машинам и оборудованию, и наименьшую (до 300— 500 км) — по минеральным строительным материалам, сахарной свёкле, сланцам и некоторым др. грузам.
Средняя дальность перевозки грузов на сети железных дорог СССР имела тенденцию к увеличению: по сравнению с 1940 в 1990 она увеличилась более чем в 2 раза. Это было связано с изменениями в размещении производит, сил страны, с интенсивным развитием добывающей и др. отраслей промышленности в вост. районах, хоз. освоением новых, отдалённых районов, расширением объёмов международных перевозок, передачей нерациональных корогкопробежных перевозок на автомобильный и др. виды транспорта. С целью сдерживания роста средней дальности перевозки грузов на железнодорожный транспорте необходимо осуществлять рациональное размещение производства, развивать водный и трубопроводный транспорт, совершенствовать планирование и организацию снабжения, сбыта и перевозок.
Для характеристики перевозок, анализа тенденций изменения затрат трансп. работы на ед. продукции по отд. отраслям и нар. хозяйству в целом используется также понятие экономической дальности перевозок, определяемой делением общего суммарного грузооборота всех видов транспорта (т-км) на объём произведённой продукции (т). Этот показатель фактически является уд. затратами тонно-километровой работы транспорта на ед. произведённой в стране продукции. По тем же причинам, что и средняя дальность перевозки грузов, экономическая дальность перевозки грузов также возрастает; например, в 1983 она составляла примерно 782 км, в 1990 — ок. 800 км. Для контроля размера трансп. затрат и рациональности перевозок этот показатель может быть использован для определения плановых оптимальных нормативов трансп. работы (в т-км на 1т произведённой продукции). Такие нормативы устанавливают в начале планового периода по важнейшим отраслям промышленности (угольной, нефтяной, лесной, горнорудной) на основе оптим. прикрепления потребителей к поставщикам топлива, сырья, материалов и готовой продукции. Исходя из этих нормативов, определяют потребные трансп. затраты отрасли. Снижение нормативов трансп. работы на ед. продукции, так же как и снижение её себестоимости,— одна из важнейших задач всех отраслей народного хозяйства.