Содержание материала

Набивная свая представляет собой стойку или углубленную часть фундамента, образованную заполнением бетоном металлической трубы или оболочки, предварительно погруженной на потребную глубину. Эти сваи имеют то преимущество перед забивными, что избегаются случайные повреждения, возможные при транспортировке и забивке. Однако некоторые типы набивных свай можно включить в работу только после полной выстойки бетона. Кроме того, в этих сваях существует опасность переломов при смещениях грунтов, вызванных погружением соседних свай или другими причинами. С учетом сказанного выше очевидна необходимость применения жесткого, высокопрочного или армированного бетона и мощных оболочек.

Опоры эстакады с трубами из волнистого железа, заполненными бетоном
Рис. 12. Опоры эстакады с трубами из волнистого железа, заполненными бетоном

Различаясь в деталях, устройство набивных свай в основном заключается в погружении в грунт металлического цилиндра, служащего формой, и в последующем заполнении его бетоном. Осуществляемые при этом приемы, как правило, запатентованы. Один из применяемых способов заключается в погружении слегка конического отрезка трубы с находящимся внутри пригнанным стальным сердечником. После достижения нужной глубины сердечник удаляют, а трубу заполняют бетоном. Этот метод можно рекомендовать в тех случаях, когда непосредственный контакт с грунтом может повести к повреждению бетона, например при весьма сильной водонасыщенности грунта, способной вызвать выщелачивание свежего бетона, или при сухом, пористом грунте, могущем отсосать из свежей сваи воду, необходимую для ее твердения.

В грунтах, не представляющих опасности для свежего бетона, оболочку после забивки постепенно заполняют бетоном по мере ее извлечения.

Другой тип патентованных свай с уширенным основанием также имеет неровную поверхность, что повышает ее несущую способность. Скважину для сваи образуют забивкой стальной трубы с сердечником; затем сердечник извлекают, в трубу подают порции очень жесткого бетона, который трамбуют сердечником. Эту операцию повторяют до тех пор, пока в результате проникания бетона в окружающий грунт в основании сваи не образуется луковица диаметром около 90 см, после чего трубу заполняют бетоном и извлекают из грунта. Величина порций бетона и расстояние, на которое вытягивают трубу, зависят от характера грунта в основании.
В некоторых случаях, особенно при наличии горизонтальных сил, набивные сваи можно армировать. Для лучшего соответствия проекту арматуру заготовляют в виде каркасов и тщательно устанавливают на место. Имеются данные, что при этом методе в теле сваи могут образоваться пустоты. Однако этой опасности можно избежать, применяя короткие каркасы, соответствующую проектировку арматуры и тщательную укладку бетона.
Некоторые недостатки прежних набивных свай устранены в свае, имеющей холоднокатанную трубчатую оболочку из волнистой стали (рис. 12). К нижней заостренной части, снабженной приваренным наконечником из кованой стали, сверху приваривают трубы постоянного диаметра и потребной длины. Заострение и толщина стенок труб могут быть различными.
Сваи такого типа погружали на глубину до 53,5 м. Они легко забиваются при помощи обычного оборудования. Важным положительным качеством их является возможность освидетельствования состояния остающихся в грунте труб до начала бетонирования.