К укладке рельсов всегда проявлялся большой интерес со стороны работников, связанных с ремонтом пути. Однако усовершенствования в области инструментов, механического оборудования и материалов так сильно повлияли на производительность и экономику этого вида работ, что в настоящее время более, чем когда-либо, уделяется внимание получению экономического эффекта от этих усовершенствований. Большее внимание уделяется также организации рабочих бригад и обучению работников технике и методам безопасности при смене рельсов.
Многие дороги разрабатывали детальные графики организации работ по смене рельсов для того, чтобы обеспечить правильное использование оборудования. При этом руководителю работ разрешалось вносить некоторые изменения в стандартную организацию процесса в случаях, когда отсутствовало нужное количество рабочих или рабочие оказывались неопытными или в связи со снижением производительности труда при укладке рельсов в зимнее время. Некоторые дороги, учитывая, что пренебрежение установленными методами смены рельсов может привести к несчастным случаям с рабочими, а также то, что оно может неблагоприятно отразиться на сроке службы рельсов, стали показывать кинофильмы для того, чтобы более убедительно продемонстрировать как рабочим, так и руководителям работ преимущества установленных методов укладки рельсов по сравнению с неправильными методами производства работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УКЛАДКЕ РЕЛЬСОВ
В организации работ по укладке рельсов, особенно на больших железных дорогах, наблюдается тенденция к созданию окружных или специализированных бригад, обученных операции укладки рельсов и имеющих постоянный план работ. Эти бригады заменяют собой участковые или еще более мелкие бригады, ранее создаваемые путем объединения отделенческих и дополнительных бригад и работавшие только в радиусе действия объединяемых бригад. Большие специализированные бригады по смене рельсов организуются в составе от 75 до 140 чел. в зависимости от объемов работ, имеющегося в наличии оборудования и желательных сроков выполнения смены рельсов. Количество рабочих в бригаде назначается также с учетом того, чтобы перерывы в движении поездов были как можно меньшие.
На большинстве дорог эти большие бригады перемещаются в полном составе с одного участка на другой; рабочие живут или в вагонах или в передвижных домиках, которые в процессе работы перебрасываются с места на место.
На некоторых дорогах рельсы все еще меняются дополнительными бригадами, комплектуемыми до полного состава за счет рабочих отделенческих бригад. Но даже в этих случаях обычно стремятся по возможности сохранять неизмененным ядро бригады для того, чтобы использовать опыт, накапливаемый рабочими в процессе работ.
На некоторых дорогах для смены рельсов все еще практикуют объединение отделенческих бригад, особенно если срок работ ограничен или если участки пути, на которых происходит смена рельсов, сравнительно коротки и находятся в разных местах. Однако целесообразность применения более крупных бригад получает все большее признание.
Использование оборудования.
Большие специализированные бригады по смене рельсов требуют применения в широких масштабах механизмов для обеспечения максимальной производительности работ в сочетании с должным качеством их выполнения. Для наиболее эффективного использования механизмов при смене рельсов требуется наличие специалистов как по использованию механизмов, так и по организации всех работ по смене рельсов.
Максимальную производительность при таких сложных работах, как смена рельсов, невозможно обеспечить без механизмов, независимо от количества занятых в этой операции рабочих, максимального использования оборудования при наличии квалифицированных рабочих, а также без тщательно организованной подсобной рабочей силы.
В том случае, если бригады достаточно насыщены механизмами, многое зависит от продуктивности работы каждого отдельного механизма. Поэтому желательно, чтобы в состав бригады входило не менее одного опытного механика или специалиста по ремонту механического оборудования и заранее были приняты меры по обеспечению бригады необходимыми запасными частями. Кроме того, бригада должна быть оснащена и ручными инструментами, чтобы в случае поломки механизмов имелась возможность временно выполнять отдельные виды работы ручными способами.
Запасные ручные инструменты, так же как и запасные механические гаечные ключи, костыледеры, машины для затески шпал, костыльные молотки, позволяют бригаде продолжать работу почти без перерыва во время ремонта механизмов.
Перерывы в движении поездов для производства работ.
Если необходимо достичь максимального использования бригады по смене рельсов и приданного ей механического оборудования, то в этом случае очень важно обеспечить полную взаимную увязку работы бригады с работой отделения движения. На двухпутных и многопутных участках надо стараться, чтобы движение с участка, где происходит смена рельсов, было переведено на другие пути; в случае необходимости следует укладывать временные съезды для обхода участка, где производится смена рельсов. На однопутных линиях связь бригады с отделением движения полезна для обеспечения пропуска грузовых поездов пакетами после окончания работы бригады или, если это возможно, для назначения дополнительных поездов в те периоды времени, когда их проход не особенно помешает работе бригады.
Включение в бригаду агента по движению в большой степени содействует упорядочению движения поездов и обеспечивает максимальное использование времени бригадой по укладке рельсов.
При проходе поезда бригада вынуждена прекращать работу. Существуют различные мнения относительно того, должно ли на это время оборудование быть переброшено на ближайший боковой путь или ветку или его следует снимать с пути на месте. Некоторые считают, что более экономичным является снятие с пути небольших механизмов и переброска на боковой путь более тяжелых при условии, что бригада находится от этого бокового пути на расстоянии не более 2,4 км, если же расстояние от места работы бригады до ближайшего бокового пути превышает 2,4 км, то считается целесообразным снять на обочину все оборудование, включая и краны для укладки рельсов. Другие придерживаются мнения, что экономичнее не снимать механизмы с пути, так как при этом организация работы бригады оказывается нарушенной до того момента, пока механизмы не будут установлены в рабочее положение для продолжения прерванной работы.
Все механизмы имеют конструкцию, позволяющую как снимать их с рельсов вручную или с помощью крана, так и перебрасывать на боковой путь. Чаще всего более легкие механизмы снимают с пути, а более тяжелые отводят на боковой путь.
Мобильные телефоны.
Одним из средств достижения большой производительности труда бригад по смене рельсов, а также повышения безопасности работ является мобильный телефон. Телефон является дешевым средством экономии времени; с помощью телефона поддерживается контакт между руководителем работ и диспетчером или машинистом; особенно это важно для участков с интенсивным движением поездов или для однопутных линий. Некоторые дороги снабжают сигналистов портативными телефонами для того, чтобы иметь возможность предупреждать их
о каких-либо непредвиденных случаях. Телефоны также позволяют быстро назначать и отменять предупреждения о снижении скорости.
Радиотелефон.
Возможна двусторонняя телефонная связь между механиками, работающими с механизмами на пути, и сигналистом. Эта связь дает возможность механику быстро сообщать сигналисту о снятии с пути рабочих механизмов; этим устраняются и ненужные задержки поездов. Изменения в расписании поездов также немедленно становятся известными, что позволяет осуществлять максимальное использование оборудования. Потребляемая мощность радиотелефонного передатчика 3 вт; передатчик питается от батареи из шести стандартных сухих аккумуляторов, применяющихся для фонарей. Передатчик, находящийся на месте работ, представляет собой стандартную 12-е поездную радиостанцию.
Разгрузка материалов.
Обычно рельсы, накладки, подкладки, костыли, болты, шайбы, противоугоны и пробки для шпал размещают на месте работ до прибытия бригады по смене рельсов. Чтобы не было излишней переброски, рельсы разгружаются на месте их укладки сейчас же после прибытия их с рельсопрокатных заводов. Что же касается накладок, подкладок, костылей, болтов, противоугонов и т. п., то обычно они разгружаются на путь не более чем за неделю до прибытия бригады по смене рельсов, чтобы устранить этим возможность утери и затаптывания материалов прохожими.
Обычно раскладка материалов осуществляется рабочим поездом, имеющим один или два крана, установленных на платформах; работа производится специализированной бригадой или местными отделенческими бригадами. При разгрузке рельсов двумя кранами каждый кран находится с обеих сторон платформы с новыми рельсами. Если новые рельсы перевозятся на открытых платформах с откидными бортами, краны могут обслуживать весь поезд без перестановок платформ (рис. 1).
При разгрузке рельсов кран обслуживают один механик и семь рабочих. Четверо рабочих находятся на платформе с новыми рельсами, один из них держит клещи для захвата рельса. Двое рабочих, стоящие каждый у конца поднимаемого рельса, с помощью четвертого рабочего обеспечивают захват рельса клещами точно посредине. Двое рабочих, находящиеся на земле, берут за концы рельс и направляют его для укладки на требуемое место. Один рабочий идет сзади и с помощью клещей для переноски рельсов поворачивает рельс набок, подошвой в сторону пути.
Рис. 1. Разгрузка рельсов краном, перемещающимся по всем платформам поезда
Стыковые накладки разгружают по две на каждый рельс. Соответственно разгружают и другие элементы верхнего строения: подкладки — связками, костыли, болты и шайбы — в бочках или ящиках. Эти мелкие детали позднее раскладываются рабочими бригады на места их непосредственного использования.
Разгрузка рельсов с распределением их по группам.
При отправке с рельсопрокатных заводов новые рельсы маркируют и грузят на отдельные платформы в соответствии с распределением их по группам: рельсы № 1 с низким содержанием углерода (концы не окрашены), рельсы № 1 с высоким содержанием углерода (синие концы), рельсы № 2 (белые концы с цифрами 2 на обоих торцах), Х-рельсы (коричневые концы), рельсы № 1 А (желтые концы) и № 1 короткие рельсы (зеленые концы).
При разгрузке новых рельсов должна быть тщательно проверена маркировка концов для того, чтобы убедиться в том, что рельсы разгружаются в нужных местах. Рельсы с синими концами, как правило, укладываются в крутых кривых, так как по своему высокому качеству они больше всего подходят к работе в тяжелых условиях. Рельсы с коричневыми концами хотя и считаются пригодными для работы в пути, однако вследствие низкого качества металла их применение обычно ограничивается стрелками, по которым поезда идут с небольшими скоростями, и главными путями, где скорость движения поездов не превышает 10 км/ч. Эти рельсы нельзя укладывать в тоннелях, в кривых и на мостах. Рельсы второго сорта с концами, окрашенными белой краской, не применяются на высокоскоростных участках пути, а обычно укладываются на стрелках, где поезда проходят с небольшими скоростями, на станционных путях, в начале уклона пути или в других местах, где скорость движения поездов ограничена. Рельсы с желтыми концами хотя и считаются первого сорта, обычно в кривые не укладываются, за исключением участков, на которых скорость движения поездов ограничена. Короткие рельсы с зелеными концами относятся к первому сорту и их применяют на внутренних нитях кривых для обеспечения стыковых зазоров необходимой величины, укладывают также на мостах, пересечениях и в стрелочных переводах. Рельсы с неокрашенными концами — хорошего качества и могут быть использованы везде: в кривых, на прямых, в тоннелях, на стрелках и во всех других местах.