Грузоподъемность моста — максимально возможная нагрузка, которую можно пропускать по мосту с определённой скоростью. Грузоподъемность моста является важной характеристикой железнодорожных мостов, воспринимающих значительные динамические и статические нагрузки. Грузоподъемностью моста оценивается несущей способностью наиболее слабого элемента конструкции моста и определяется преим. методом классификации. Этот метод заключается в том, что значение временной вертикальной нагрузки, которую может безопасно выдержать наиболее слабый элемент моста при пост, эксплуатации, выражают в единицах эталонной нагрузки, в качестве которой принимается временная вертикальная нагрузка по заданной схеме. По числу единиц эталонной нагрузки устанавливают класс элемента. Наименьший из классов элемента определяет класс моста. Воздействие врем, подвижной нагрузки (движущийся поезд и т. п.) выражают в единицах той же эталонной нагрузки; число единиц эталонной нагрузки является классом нагрузки.
При сравнении класса моста с классом нагрузки получают заключение о Г. м. и режимах его эксплуатации. Для обеспечения безопасного движения по мосту особенно важно при установлении класса подвижной нагрузки, большего класса моста, определить возможность пропуска этой нагрузки с ограничением скорости или произвести усиление слабых элементов моста.
Метод классификации позволяет не проводить детальных перерасчётов элементов моста на нагрузки, вводимые в процессе эксплуатации сооружения. Достаточно один раз проклассифицировать пролётное строение, а в дальнейшем классифицируется лишь подвижная врем, нагрузка. При определении класса моста учитывается физ. состояние его элементов. В зависимости от допускаемой для обращения по мосту нагрузки введено также понятие категории моста по грузоподъёмности. Классификация металлических и ж.-б. пролётных строений выполняется на основании нормативных документов.