После окончательной отделки рельсы поступают на инспекторские стеллажи, где их тщательно обследуют заводские и железнодорожные инспектора для выявления в них дефектов; обследование рельсов производится при дневном освещении. Если в рельсе обнаружено большое количество дефектов, сорт его понижают или же рельс сдают в лом.
Обычно потребитель получает от своего инспектора копии протоколов химических и механических испытаний рельсов, которыми он может воспользоваться в случае, если у него когда-либо возникнут сомнения в качестве рельсов. Кроме того, во многих случаях при отправке рельсов потребителю направляется специальная карточка обследования рельсов, в которой помещены подробные
сведения о результатах всех стадий производства стали и прокатки рельсов каждой плавки.
С увеличением веса вагонов и с возрастанием скоростей движения поездов все больше повышаются нагрузки на рельс, вызывая необходимость не только увеличения веса рельса, но и совершенствования методов их изготовления; особенное значение придается обследованию рельсов экспертами. Для успешного обследования инспектор должен наблюдать за рельсами в процессе всего их производства, включая механические и химические испытания рельсов, осмотр их для выявления в них дефектов и проверку размеров поперечного сечения. Поскольку для многих дорог содержание своего собственного штата инспекторов нерентабельно, обследование рельсов часто поручается специальному бюро, имеющему в своем распоряжении высококвалифицированный персонал и соответствующее лабораторное оборудование для выполнения как технической работы, так и работ по обследованию рельсов.
Расстояние между болтовыми отверстиями в рельсах и накладках и путевых болтов (размеры в мм)
При четырехдырных накладках эти отверстия отсутствуют.
Укладка рельсов в стеллажи
Для возможности выявления дефектов и распределения рельсов по группам, в зависимости от их качества, их укладывают сначала головкой вверх, а затем головкой вниз
В связи с тем, что многие дороги пользуются услугами наемных инспекторов рельсов и что на тех или иных дорогах имеются отклонения в принятом порядке осмотра рельсов, рекомендованном AREA, порядок обследования рельсов оказался излишним и он был из Наставления изъят.