С начала строительства первой железной дороги борьба с зарастанием полосы отчуждения сорняками и кустарником представляла собой серьезную проблему. В течение многих лет одни железные дороги считали такую борьбу необходимой, но требующей непрерывных усилий в столкновениях с природой, другие расценивали ее как безнадежную и заранее проигранную, а третьи рассматривали ее как своего рода излишество и роскошь.
Пессимистическая оценка возможностей решения этой задачи в то время являлась в значительной степени следствием незнания условий развития растительности и наличием весьма примитивных средств для борьбы с ней. В те времена дороги располагали для борьбы с растительностью исключительно ручными средствами; применялось еще и сжигание травы. Однако с течением времени были изобретены механизированные средства и разработаны новые методы уничтожения сорняков.
Методы борьбы с растительностью
Проблема борьбы с растительностью имеет для железных дорог различные аспекты в зависимости от места (по отношению к пути) нахождения растительности. В отношении растительности в пределах балластной призмы задача состоит в полном ее уничтожении. Другой задачей является удаление высокорастущих сорняков и кустарников с полосы отчуждения и, наоборот, разведение на откосах и на полосе отчуждения полезных трав для предупреждения размыва грунтов с последующим уходом за травами. Третья задача — не допустить развития растительности вблизи мостов, зданий и на станционных территориях и выращивание в соответствующих местах на станциях декоративной растительности.
Борьба с растительностью на пути.
Наличие растительности на поверхности балласта увеличивает расходы на содержание пути. Для хорошей работы балласт должен быть чистым; между тем хорошо известно, что наличие травы на поверхности балласта ухудшает его дренирующие свойства и способствует загрязнению его пылью и грязью. Кроме того, корни растений заполняют поры в песке, загрязняя и закупоривая их. В результате балласт требует очистки или замены, что увеличивает расходы на содержание пути.
Наличие растительности на пути увеличивает стоимость содержания также и других элементов верхнего строения пути. Способствуя повышению влажности балласта, растительность снижает срок службы шпал, вызывая усиленное их гниение и разрушение, так как в этом случае древесина шпал, оставаясь влажной и мягкой, плохо сопротивляется истиранию острыми частицами балласта. Кроме того, наличие растительности затрудняет смену шпал, в результате чего стоимость этой работы возрастает на 10—50%. Растения способствуют зимой отложению снега на пути, что вызывает боксование колес локомотивов и появление в пути боксованных рельсов, а также снижает силу тяги локомотивов. Наконец, наличие растительности затрудняет осмотр пути.
Борьба с растительностью на пути осуществляется применением машин на рельсовом ходу по содержанию балластной призмы, оборудованных режущими, скребковыми и рыхлящими наконечниками; машин для сжигания травы; специальных поездов для опрыскивания растений химическими растворами; малых машин для такого опрыскивания, самоходных или установленных на прицепах к дрезинам. Машинами, предназначенными для содержания балластного слоя, можно уничтожать растения только на откосных частях балластной призмы и на обочинах. Эти машины, перемешивая балласт, выдирают из него корни растений, разрушают и создают условия, препятствующие дальнейшему развитию растений. На некоторых железных дорогах достаточно одного прохода таких машин, тогда как на других для получения удовлетворительных результатов требуется не менее четырех проходов.
Машины для сжигания травы дают пламя высокой температуры, которое опаливает или сжигает траву на всей поверхности балласта. При определенных условиях это средство уничтожения растительности экономически выгодно; оно широко применяется на второстепенных линиях, на ветвях и в парках, на станциях. Если правильно выбрать время для сжигания травы, то для уничтожения однолетних сорняков этим способом можно ограничиться одним проходом машины, хотя некоторые железные дороги повторяют его несколькими днями позже для сжигания уже подсохших растений. Для уничтожения многолетников может потребоваться два прохода машины и более. Машину для сжигания травы обычно сопровождает дрезина-огнетушитель для тушения возникающих очагов пожара.
Машины для химической борьбы с травой обрызгивают растения растворяемыми в воде химикатами, различными химическими смесями или маслами, которые всасываются растениями и последние погибают. Этот метод высокоэффективен; для уничтожения растительности на балластной призме производится один или несколько проходов таких машин. Химическое уничтожение растительности успешно применяется как на главных, так и на станционных путях.
Борьба с растительностью на открытых участках полосы отчуждения.
Борьба с растительностью за пределами самого пути на полосе отчуждения представляет собой задачу, отличающуюся от борьбы с растительностью в пределах балластной призмы. В последнем случае целью такой борьбы является полное уничтожение растительности. На полосе же отчуждения наличие растений необходимо для предупреждения эрозии почвы и для аккумуляции пыли, однако для этой цели выбирают только некоторые травы. Ядовитые травы, вредные для домашнего скота, или густо разросшиеся сорняки, ползучие растения и кустарник, которые глушат культивируемые фермерами культуры, следует уничтожать или ограничивать их распространение.
Необходимо также уничтожать высокорастущие сорняки, так как они закрывают видимость на переездах и в выемках, мешают машинистам видеть сигналы, особенно в кривых; мешают движению по полосе отчуждения; препятствуют отводу воды, а высыхая представляют опасность пожара. Бесконтрольный рост кустарника и мелких деревьев может вызвать снежные заносы на пути; соприкасаясь с телефонными и телеграфными проводами ветви разросшихся кустарников и деревьев могут вызвать перерыв связи.
Для борьбы с растительностью на полосе отчуждения применяют различные средства. При наличии благоприятных условий некоторые железные дороги применяют механические косилки на рельсовом ходу, при помощи которых по обе стороны балластной призмы прокашиваются широкие полосы. Для этого требуется от одного до трех проходов такой косилки. Другие дороги для очистки продольных канав и кюветов от кустарника и травы используют путевой струг.
Многие железные дороги для окашивания травы применяют поздним летом или ранней осенью тракторные косилки, а затем в сухой период времени траву сжигают. Преимуществом тракторных косилок является то, что они управляются одним человеком, а также возможность их использования на других работах в свободное от покоса время. Целью окашивания травы в этом случае является предупредить образование семян и уничтожить высокорастущие сорняки, чтобы позволить развиваться полезным низким травам. Для возможности более широкого использования тракторных косилок на многих железных дорогах были проведены большие работы по планировке полосы отчуждения с корчевкой пней, засыпкой мелких углублений и удалением кустарника. В некоторых случаях тракторные косилки использовались при выполнении этих работ.
На некоторых железных дорогах отделенческие бригады снабжаются небольшими переносными электропилами или косилками, которые используются в свободное от других работ время. Ручные косилки часто применяют также одновременно с работой механических косилок на рельсовом ходу или тракторных косилок для окашивания травы около путевых знаков или вокруг телеграфных столбов.
В течение многих лет железные дороги производят очистку полосы отчуждения от кустарника при помощи ручного инструмента. Это медленная и дорогая работа, и нередко за один сезон при интенсивном росте кустарника удается таким путем вырубить кустарник только вдоль одной линии связи. С появлением механических цепных пил, работающих от бензинового двигателя, электродвигателя или компрессора, а также переносных механических циркульных пил скорость выполнения этих работ резко возросла. Многие дороги применяют в настоящее время для вырезки кустарника механический инструмент (рис. 1), выполняя эту работу главным образом зимой.
Рис. 1. Вырезка кустарника переносной пилой
С развитием химических методов уничтожения кустарника многие дороги начали применять эти способы, так как химическими растворами можно без особого труда опрыскивать кустарник, удаленный от пути на некоторое расстояние или растущий в труднодоступных местах, например в болотах или на крутых обрывах. Стоимость работ при этом значительно ниже стоимости ручной работы.
Опрыскивание химическими растворами применяется также для уничтожения на полосе отчуждения вредных и высокорастущих сорняков. При этом применяют химические растворы в различных комбинациях. Для их разбрызгивания применяют машины как на рельсовом, так и на автодорожном ходу.
Некоторые дороги разрешают фермерам, при их желании, арендовать землю на полосе отчуждения для выращивания сельскохозяйственных культур и тем избавляют себя от необходимости вести борьбу с растительностью. Обычно сдаваемая в аренду площадь земли ограничивается полевой бровкой продольных канав или подошвой откоса насыпи и предоставляется для выращивания низкорастущих злаков. Там, где это возможно, железные дороги сдают фермерам в аренду покосы на полосе отчуждения, однако это встречается редко, так как пригодные для корма скота травы обычно так перемешаны с сорняками, что фермерам невыгодно снимать такие покосы.
Борьба с растительностью около мостов, зданий и на станциях.
Для предохранения от огня деревянных мостов обычно уничтожают всю растительность под ними. При этом, учитывая, что горящие искры из паровозной трубы или расплавленный металл с тормозных колодок могут переноситься ветром на некоторое расстояние от места падения, считают необходимым расширять свободную от растительности площадь около мостов. Некоторые железные дороги уничтожают всю растительность около огнеопасных сооружений на расстоянии не менее 15 м.
Ранее с зарастанием территории около мостов боролись вручную с применением лопат и скребков. В настоящее время широкое распространение нашел способ стерилизации почвы химическими веществами, которые, будучи введены в почву, делают ее бесплодной.
Борьба с растительностью около зданий, расположенных не на станционной территории, также направлена в первую очередь на предохранение их от опасности пожара. Здесь для уничтожения растений обычно применяют стерилизацию почвы. Одна большая дорога, чтобы предупредить возможность возгорания лесоматериалов, специально разводит овец и коз, которые пасутся на привязи около лесных и шпальных складов, поедая растущую вокруг складской территории траву. Около станций, где наличие газонов придает станционной территории приятный внешний вид, последнюю засевают декоративными травами; газоны содержат в порядке при помощи ручных и механических косилок.
Уничтожение растительности на сортировочных станциях преследует не только изложенные выше цели, но является также следствием жалоб стрелочников и сцепщиков на то, что они пачкают свою одежду о траву, залитую маслом и смазкой из локомотивов и вагонов, а также потому, что наличие травы увеличивает опасность оступиться.
Методы борьбы с растительностью на станциях предусматривают применение машин для очистки станционной территории механических косилок на рельсовом ходу, химических методов борьбы, сжигания растений и применение стерилизации почвы.
Машины.
Большая часть машин, применяемых для борьбы с растительностью, является собственностью железных дорог. Эти машины работают на различных отделениях и участках дороги по специально разработанному графику, хотя часть этого оборудования в определенное время года может работать лишь на ограниченной территории. Небольшие машины для сжигания травы, вагончики с разбрызгивателями для химических растворов, тракторные косилки и ручные механические косилки обычно прикреплены к участкам пути, а иногда и к околоткам дорожных мастеров.
Многие железные дороги заключают договоры на уничтожение растительности химическими методами с различными фирмами, предпочитая зависеть от хорошо обученного персонала подрядчиков, исследования и опыт которых в значительной степени позволили освоить химические методы борьбы с растительностью, чем создавать для этого собственное оборудование, что связано с необходимостью обучения этим методам работников дороги.
Эффективность некоторых машин полностью зависит от квалификации механика. Он отвечает за пригодность машины к работе и должен уметь регулировать ее и выполнять мелкий ремонт для поддержания машины в рабочем состоянии. Часто поломки являются следствием плохого или неумелого содержания машины, но если машину ежедневно осматривать и регулировать ее действия, то она всегда будет хорошо работать не только по прямому назначению, но также и на других работах, где ее можно использовать в свободное от работы по графику время.
Обжигание полосы отчуждения
Эффективнее выкашивать сорные травы до начала обсеменения или выполнять эту работу в определенное время года.
Соответственно правила на производство этих работ требуют от работников текущего содержания пути знания всех таких законов, так же как и всех правил и постановлений, относящихся к способам и срокам окашивания травы и предохранения прилегающих угодий от пожаров. На основании практических данных установлено, что обжигание полосы отчуждения следует производить осенью и весной до появления молодой растительности. При таком методе значительно облегчается искоренение вредных сорняков. На многих железных дорогах вошло в практику правило полного уничтожения растительности на полосе шириной от 0,60 до 1,50 м вдоль границы полосы отчуждения, чем предупреждается возможность распространения огня на прилегающие поля. В противопожарных целях обычно распахивают несколько борозд за границей отчуждения, а также на прилегающих полях за пределами полосы, на которую могут падать горящие искры из трубы паровоза.