Рис. 10. Травосжигатель Вулера в работе
Рис 11. Травосжигатель Файрмонт в работе
Ранее применялись два типа машин для сжигания травы: машины с горелками и машины, выбрасывающие открытое пламя. В настоящее время в продаже имеется только один последний тип. Машина с горелками была смонтирована на рельсовом ходу и имела три изолированных отсека для сжигания горючего, один из которых размещался над шпалой, а два боковых перекрывали откосы балластной призмы и обочины. Вследствие значительной трудности в регулировке положения наконечников, через которое выходят газы, а также вследствие быстрого прогорания наконечников эти машины быстро потеряли свою популярность и в настоящее время заменены машинами, выбрасывающими открытое пламя. Машины последнего типа также более эффективны при таянии снега и льда на стрелках, поэтому они и получили более широкое распространение.
Машины, сжигающие траву открытым пламенем, применяются с пятью, четырьмя и тремя рукавами для выброса пламени, при помощи которых обрабатываются главные пути, а также с двумя и одним рукавом, предназначенные для обслуживания небольших железнодорожных линий, боковых ветвей, путей на грузовых и пассажирских станциях.
Конструкция таких машин включает в себя несколько огневых рукавов, вытянутых в стороны от середины вагона. Интенсивность выброса пламени можно регулировать в зависимости от густоты растительности, подлежащей сжиганию. Пламя мгновенно зажигается и тушится при помощи электричества, чем достигается экономия горючего и обеспечивается безопасность при проходе травосжигателя вблизи деревянных конструкций.
Большая самоходная машина для сжигания травы с пятью рукавами (рис. 10) может быть смонтирована на одном или двух вагончиках; в последнем случае на втором вагончике устанавливается цистерна с горючим. Такая машина при первом проходе сжигает траву на полосе шириной 7,5 м, которая обычно уширяется при втором проходе до 10,5 м за счет удлинения рукавов, выбрасывающих пламя. Расход горючего для машины с пятью рукавами несколько выше, чем для прочих машин, и они поэтому берут запас горючего от 5 300 до 5 700 л. Некоторые машины такого типа снабжены реверсом и перемещаются в обоих направлениях со скоростями от 6,4 до 16 км/ч при работе и скоростями при транспортировке до 56 км/ч. Эти машины оборудованы мощными пневматическими тормозами для быстрой их остановки и прожекторами для ночной работы.
Машины для сжигания травы с четырьмя, тремя и двумя рукавами имеются как в самоходном (рис. 11), так и в прицепном варианте. Они имеют в основном такую же конструкцию, как машины с пятью рукавами, с тем исключением, что бак для горючего емкостью от 1 900 до 2 500 л, установленный на вагончике, имеет рукава (горелки) и ширина обжига у этих машин меньше. Например, машина с двумя рукавами при первом проходе по однопутной линии сжигает траву на полосе шириной 3,0 м, а при повторном проходе с удлинением рукавов — на полосе шириной 6,0 м.
Небольшие машины для сжигания травы с одним рукавом монтируются или на прицепе к автодрезине, или на двухколесном автоприцепе. Для хранения горючего на прицепе к дрезине используются железные бачки, а на автоприцепе укреплен небольшой бак емкостью 34 л.
Скорость работы машин для сжигания травы механик устанавливает исходя из своего опыта. Скорость зависит от густоты травы, возраста и высоты растений, видов сорняков, подлежащих уничтожению, и от умения механика правильно направить непрерывную струю пламени на растения. Обычно эти машины при первом проходе, когда они обжигают растения, работают со скоростью от 6,4 до 12,8 км/ч, а при втором, когда они сжигают опаленные растения, — со скоростью от 12,8 до 25 км/ч.
Огнетушительные устройства.
Обычно вслед за машинами для сжигания травы следовали рабочие, чтобы не допустить загорания измочаленных или треснувших шпал. Пока рабочая скорость этих машин не превышала 4,8—7 км/ч, тушение загоревшихся шпал таким путем было возможно, хотя и с трудом. Однако с возрастанием скорости движения травосжигающих машин потребовалось, чтобы следом за ними двигалось специальное огнетушительное устройство, при помощи которого можно было бы тушить загоравшиеся шпалы тотчас же после прохода травосжигателя.
Рис. 12. Дрезина-огнетушитель, следующая за травосжигателем, для тушения загоревшихся шпал
Огнетушительное устройство (рис. 12) представляет собой специально сконструированные прицепные вагончики с баком для воды емкостью от 3,0 до 3,8 м3, с насосом и небольшим двигателем. На них имеются два или три шланга с брандспойтами, которые для тушения огня выбрасывают струю воды под давлением до 5,5 am. Выпуск воды можно перекрыть быстродействующими клапанами. Для доставки воды в безводные районы применяют также обычные цистерны.
Для передвижения тяжелого огнетушительного устройства применяют обычно мощный мотовоз, а для перемещения прицепных вагончиков — обычную автодрезину.