Швейцария инвестирует значительные средства для увеличения пропускной способности железнодорожной сети, чтобы удовлетворять потребности в большем количестве поездов и сокращении времени перевозки пассажиров.
Хорошо скоординированная и надежная железнодорожная сеть Швейцарии высоко ценится населением.
Пассажиро-километры увеличились вдвое с 1980-х годов, в то время как грузовые тонно-километры выросли примерно на 40% .
По прогнозам правительства, к 2040 году пассажиропоток увеличится на 51% до 2 миллионов рейсов.
Железнодорожные перевозки вырастут примерно на 45%.
Правительство заранее разработало Стратегическую программу расширения (Шаг).
Первый этап, Шаг 2025, направлен на увеличение пропускной способности крупных железнодорожных узлов, таких как Женева, Базель и Берн, при затратах 6,4 млрд. швейцарских франков (6,5 млрд. долл. США).
В рамках Этапа 2035 г. - второго этапа - федеральный совет предложил около 200 проектов стоимостью 11,5 млрд. шв. франков (12 млрд. долл. США) с целью дальнейшего увеличения пропускной способности железных дорог.
Программа включает несколько основных инфраструктурных схем для устранения «узких мест» в железнодорожной сети.
На этапе 2025 предусматривается увеличение пропускной способности основных узлов.
Двухпутная линия Цюрих - Винтертур используется 670 поездами в день и работает с максимальной пропускной способностью между Эффретиконом и Винтертуром.
Проект заключается в строительстве 9-километрового туннеля Брюттен, состоящего из двух труб диаметром 10 метров каждая.
Туннель будет иметь один портал к востоку от Бассерсдорфа на линии, ведущей в аэропорт Цюриха; и второй портал, расположенный рядом с Дитликоном, на линии, ведущей к Цюриху Штадельхофену и главному железнодорожному вокзалу Цюриха.
Обе ветки соединятся в один туннель, идущий к Тёсмюле к юго-западу от Винтертура.
Туннель Брюттен позволит ежедневно курсировать до 900 поездов между Цюрихом и Винтертуром в день.
Основное «узкое место».
Еще одним серьезным препятствием является частично однопутная линия между Цюрихом и Цугом, которая уже обслуживает 210 поездов в день.
Предлагается еще один туннель: Циммерберг II между Талвилем и Цугом.
Строительство тоннеля позволит увеличить количество поездов дальнего следования, курсирующих по линии Цюрих - Роткройц, между Цугом и Люцерном до 6 часов и сократит время в пути между Цюрихом и Цугом на 6 минут.
Другие важные инициативы включают расширение пропускной способности на южной стороне Юры между Ивердон, Лозанна и Женева, а также строительство прямой линии между Ла-Шо-де-Фонд и Невшатель.
Шаг 2025 приведет к следующим улучшениям:
- получасовое междугороднее сообщение Цюрих - Лугано, Лугано - Локарно, Берн - Люцерн и Цюрих – Чур;
- сокращение времени в пути между Берном и Лозанной;
- обеспечит достаточную пропускную способность для грузовых поездов по коридору Женева - Лозанна и между Невшателем и Билем.
- Этап 2025 также планирует устранение «узких мест» на трех линиях: Арау - Цюрих, Цюрих - Винтертур и Цюрих - Цуг - Люцерн, а также создаст предпосылки для расширения услуг S-Bahn / RER в Берне, Базель и Женевские районы.
Шаг 2035 будет способствовать еще большему улучшению услуг:
- 15-минутные интервалы между рейсами на самых оживленных участках аэропорта Женевы - Лозанна, Фрибург - Берн, Берн - Цюрих и Цюрих - Винтертур, между центральной Швейцарией и Цюрихом (Люцерн - Цуг - Цюрих и Роткройц - Баар - Цюрих), и на региональных линиях: Женева - Ньон - Морж - Лозанна, Лозанна - Эгль, Арау - Бругг - Веттинген, Бругг - Цюрих, Арау - Ленцбург - Цюрих, Цюрих - Аэропорт Цюриха - Винтертур и Винтертур – Фрауэнфельд;
- получасовое обслуживание на нескольких линиях, таких как аэропорт Арау - Цюрих и аэропорт Базель - Цюрих, а также введение новой услуги между Золотурном и Санкт-Галленом;
- сокращение времени в пути на 5 мин. между Цюрихом и Цугом в результате открытия базового туннеля Циммерберг II; 8 минут между Цюрихом и восточной Швейцарией в связи с завершением строительства туннеля Брюттен; 5минут от Женевы до Юры и сокращение времени в пути между Невшателем и Ла-Шо-де-Фон до 14 минут;
- более широкий спектр услуг из аэропортов Цюриха и Женевы;
- сокращением времени транзита до 20 минут для грузовых поездов в периоды пиковых нагрузок.
К 2025 году ZEB введет в эксплуатацию двухэтажные поезда длиной 400 м., устранит «узкие места» на путях доступа к базовым туннелям Сен-Готард и Сенери, повысит пунктуальность графика перевозок.
Завершение строительства базового тоннеля Сен-Готарда и Еенери протяженностью 15 км должно быть завершено до конца этого года.
Это заключительный элемент грандиозного проекта «Новые железнодорожные связи через Альпы», в ходе которого было построено 35-километровый базовый туннель в Лёчбурге, а затем 57-километровый базовый туннель в Готхарде.
Эти базовые туннели трансформируют железнодорожный переезд через Альпы, что значительно сокращает время в пути как пассажирских, так и грузовых поездов, а также увеличивает пропускную способность грузовых перевозок между Италией и Германией.
Старые туннели расширяются, чтобы завершить строительство коридора для транспортировки полуприцепов грузовых автомобилей высотой 4 м. по железной дороге из Северной Европы до перегрузочных терминалов на севере Италии.
Огромные объемы строительства, уже ведущиеся и запланированные, станут серьезной логистической задачей для SBB.
Управление строительными площадками во избежание задержек поездов должно быть улучшено в ближайшее время путем синхронизации работы с фактическим объемом железнодорожных перевозок, проходящих через территорию страны.
Инфраструктура SBB насчитывает 10 000 сотрудников, работающих круглосуточно, и Boschung планирует увеличить штат еще на 200 сотрудников.
Цифровизация.
Железнодорожная отрасль Швейцарии не полагается только на улучшение инфраструктуры.
Чтобы создать пропускную способность, необходимую для растущего трафика, необходимо будет использовать преимущества цифровизации и потенциал новых технологий в рамках программы Smartrail 4.0.
Это позволит SBB еще больше увеличить пропускную способность и безопасность, эффективно использовать инфраструктуру и сократить расходы.
SBB был в авангарде внедрения ERTMS.
ETCS Level 2 используется на линиях с максимальной скоростью выше 160 км / ч и работает на линии Маттштеттен - Ротрист и в базовом туннеле Лёчберг.
SBB претендует на звание первой европейской железной дороги, которая успешно внедрила ETCS Level 2 на линиях с интервалами в две минуты.
ETCS Level 2 также используется в качестве системы защиты поездов в базовом туннеле Готард и будет установлен в базовом туннеле Ceneri.
Тем не менее, существуют серьезные проблемы с совместимостью версий программного обеспечения со старым бортовым оборудованием.
Швейцария, как один из первых пользователей ETCS Limited Supervision для замены своей традиционной сигнализации, ввела мораторий на запланированное развертывание ETCS Level 2 из-за проблем с ценами и пропускной способностью, что усилило опасения по поводу устаревания GSM-R.
GSM-R должен быть заменен будущей железнодорожной системой мобильной связи (FRMCS), которая в настоящее время разрабатывается Международным союзом железных дорог (МСЖД).
Швейцарии предстоит еще многое сделать для модернизации железнодорожной системы: увеличить емкость, снизить затраты и обновить программное обеспечение.