Сопротивление изоляции обычно измеряют в омах, но так как величина его может исчисляться в миллионах, десятках и даже сотнях миллиона ома, то для удобства принято измерять сопротивление изоляции в мегомах (1 МОм=1 млн. Ом). Сопротивление изоляции можно также измерять по способу моста (имеются электронные мегомметры, построенные по мостовой схеме). В условиях депо пользуются обычным мегомметром, работающим по принципу логометра, т. е прибора, измеряющего не ток, а отношение токов в цепи двух катушек, одна из которых подвижная. Стрелка указателя, связанная с подвижной частью прибора, устанавливается в направлении результирующего магнитного поля, в котором оно находится.
На рис. 15, а показана схема подключения мегомметра к якорю 5 электрической машины. Ручной генератор постоянного тока 2 питает подвижную рамку 3 (с намотанной катушкой) и неподвижную 4. Резисторы Rl, R2, R3 служат для установления требуемого соотношения вращающих моментов рамок. При замерах зажим 3 (земля) мегомметра соединяют с корпусом или валом электрической машины, зажим П служит для переключения на другой предел измерения — «килоомы», а зажим Л — с токоведущими частями или коллектором (как показано на рисунке). При вращении ручки прибора с частотой вращения около 2,5 об/с — стрелка 1 прибора, установленная на подвижной рамке, покажет величину сопротивления изоляции якоря 5.
Для присоединения мегомметра обычно применяют два провода с игольчатыми щупами на конце. Перед началом измерений проверяют исправность прибора и выводных проводов. Для этого сначала оба щупа приводят в соприкосновение друг с другом и, вращая рукоятку прибора, проверяют положение стрелки — она должна показывать нуль. Затем щупы разводят и, вращая рукоятку, опять смотрят на положение стрелки прибора — она должна показывать бесконечность. Такие показания подтверждают исправность прибора.
Рис. 15. Схема подключения мегомметра для замера сопротивления: а — якоря, б — катушек главных полюсов электродвигателя
На рис. 15, б показана проверка сопротивлений изоляции катушек главных полюсов на собранном двигателе. Для этого вывод Л мегомметра присоединяют к одному из выводов катушек главных полюсов К или КК (маркировка такая имеется на кабелях), а вывод 3 подсовывают под болт, крепящий шапку моторно-осевого подшипника. Наконечник кабеля другого конца данной обмотки не должен касаться корпуса, иначе прибор покажет «нуль», а не величину измеряемого сопротивления.
Присоединяя провод прибора Л (линия) к наконечнику кабеля Я или ЯЯ (т. е. выводом цепи якоря), можно замерить сопротивление изоляции этой цепи. При измерении сопротивления следует иметь в виду, что обмотки таких машин, как тяговые электродвигатели, тяговые генераторы, трансформаторы высокого напряжения, имеют большую емкость. Будучи заряжены при измерении изоляции, они способны продолжительное время сохранять этот заряд, поэтому при случайном прикосновении к обмотке можно получить электрический удар, иногда представляющий опасность для жизни. Чтобы не допустить этого, после измерения сопротивления изоляции обмотки следует разрядить присоединением к ней конца провода, другой конец которого заземлен.
Мегомметром удобно пользоваться при «прозвонке» цепей тепловоза, а также для отыскания «своих» выводов различных обмоток. Этот способ состоит в том, что один из щупов мегомметра соединяют с тем выводом обмотки, к которому следует найти парный. После этого при медленном вращении рукоятки прибора вторым щупом поочередно касаются к другим выводам до тех пор, пока стрелка не покажет «нуль», т. е. наличие цепи. Например, у электрической машины, поступившей в ремонт, на выводных проводах не оказалось маркировки, а нужно определить цепь катушек полюсов (найти выводы). Для «прозвонки» цепей применяют и тестер, который позволяет производить большее количество измерений.
Измерение сопротивления изоляции производят между проводом и землей, а также между двумя проводами разного потенциала. В последнем случае оба конца мегомметра подсоединяют к проводам, сопротивление между которыми измеряют. Необходимо помнить, что при определении сопротивления изоляции и «Прозвонке» цепей другие работы на данной машине или на тепловозе должны быть прекращены, если они связаны с ремонтом токоведущих частей.