Дисковый тормоз — фрикционный тормоз, состоящий из пары трения диск — накладка. Усилие на накладку передаётся от тормозного цилиндра через рычажную передачу. На железнодорожном подвижном составе дизели тепловозов были впервые применены в начале 30-х гг. Дизели тепловозов напрессовываются на внутреннего часть колёсной оси (осевые) или закрепляются на колесе (колёсные). Накладки изготовляются из фрикционных материалов на каучуковом, смоляном или комбинированном связующем с асбо-волокнистым или металлокерамическим наполнителем. Тормозные щётки изготовляют из легированного и модифицированного серого чугуна или стали. Ступицы тормозных дисков стальные. На отечественном подвижном составе дизели тепловозов установлены на высокоскоростных поездах и дизель-поездах, за рубежом — на пассажирском подвижном составе и на некоторых грузовых вагонах.