Юго-западные железные дороги — казённые (с 1895) ж. д., построенные в 1870—1902. Проходили по территории Киевской, Подольской, Волынской, Бессарабской, Херсонской, Гродненской, Сувалкской губ. России. Связывали Правобережную Украину с Центрально-промышленным и Привислинским районами. Обеспечивала ж.-д. сообщение с Австро-Венгрией, Румынией, Пруссией. В 70—80-е гг. Ю.-З. ж. д.— ведущая магистраль по экспорту зерна и др. товаров наряду с Либаво-Роменской линией. Осн. линии: Бирзула — Знаменка (движение открыто в 1868); Казатин — Киев (1870); Жмеринка — Волочиск (1871); Одесса — Конель (1865— 1873); Здолбуново — Радзивиллов (1874); Фастов — Знаменка, Бобринская — Черкассы (1876); Раздельная — Унгены (1865—77); Бендеры — Рени (1877); Ровно — Сарны (1885); Виннярка — Христиновка (1889); Казатин — Умань (1890); Христиновка — Шпола (1891); Жмеринка — Окница, Слободка — Новоселицы (1893); Каменица — Кременец (1896); Киев — Коваль (1902). Протяжённость (1913) — 3906 вёрст (в т. ч. 1349 вёрст — двухколейный путь). В подвижном составе 1480 паровозов, 31 809 товарных и 1650 пассажирских вагонов. На дороге построены станции, вокзалы, много искусств. сооружений, в т. ч. 1558 малых и крупных мостов, 2 тоннеля. Обслуживание подвижного состава осуществлялось в депо и ж.-д. мастерских (наиболее крупные — в Киеве, Одессе, Жмеринке, Старосельцах). На базе Киевских мастерских в 1880—82 по инициативе начальника дороги А. П. Бородина организована первая в мире паровозоиспытательная станция. На Ю.-З. ж. д. открыто 35 школ, 3 технического училища (в Киеве, Одессе, Бендерах), училище по подготовке агентов движения в Киеве, 17 библиотек, 3 больницы (в Киеве, Жмеринке, на ст. Дарьевка). Чистый доход — в пределах 2,5% от основные капитала (484,9 млн. руб. в 1913).
До 1895 дорога принадлежала акционерному обществу Ю.-З. ж. д. (возникло в 1878 при слиянии Одесской, Киево-Брестской и Брестско-Граевской ж.д.), затем перешла в ведение МПС; управление в Киеве. В 1914—18 построены линии Шепетовка— Каменец-Подольский, Коростень — Житомир, Виктория — Гусятин, Овруч — Шепетовка. В мае 1918 Ю.-З. ж. д. переданы НКПС. По состоянию на начало 1991 в составе Юго-Западной железной дороги.