ВИКЖЕЛЬ (Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников) — создан на 1-м Всероссийском учредительном съезде железнодорожников (15 июля 1917, Москва), сыграл большую роль в политич. борьбе за власть в дни подготовки Окт. революции и в первые месяцы после её победы. В. заявил о неподчинении Совнаркому. В состав В. вошли представители различных партий, в т. ч. 14 эсеров, 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 членов др. партий, 11 беспартийных. Политику В. на местах проводили Главные дорожные комитеты, которые препятствовали действиям большевиков, срывали перевозки и поставки грузов, блокировали дороги, мешали формированию составов для фронта. Резолюция В. о признании Совнаркома была принята при условии передачи В. управления всем железнодорожным хозяйством страны. В. И. Ленин предложил распустить В., предоставив окончат, решение вопроса самим железнодорожникам. На Всероссийском ж.-д. съезде, открывшемся 19 дек. 1917, большинство делегатов высказало недоверие В. Однако руководство В. потребовало голосования по вопросу о принадлежности высшей власти в стране, в результате которого за Учредительное собрание было отдано на
голосов больше. В янв. 1918 был созван Всероссийский чрезвычайный съезд, на котором было принято решение о роспуске В., утверждено «Положение об управлении железными дорогами Российской Республики Советов», избран Викжедор. Руководство В. продолжало деятельность против декрета Совнаркома РСФСР от 23 марта 1918 о централизации управления железнодорожный транспортом. Представители В. на проходивших в мае — июне 1918 делегатских съездах на ряде ж. д. выступили против централизации и единоначалия в управлении железнодорожный транспортом. В начале июня 1918 руководство В., используя тяжёлое положение с продовольств. снабжением на Сев.-Зап. ж. д., призвало железнодорожников к забастовке. Общие собрания рабочих Моск. и Петрогр. ж.-д. узлов, коллективов участков Московско-Виндаво-Рыбинской и Северной ж. д. и др. организаций приняли резолюции, отвергающие проведение забастовки. По их требованию Главные дорожные комитеты В. были распущены.