Полесские железные дороги - казённые железные дороги, построенные в 1882— 1967. Проходили по территории Виленской, Гродненской, Витебской, Минской, Волынской, Могилёвской, Черниговской, Орловской губ. Соединяли Юго-Запад России с Прибалтийским, Северо- Западным, Центрально-Пром. районами. Имели военно-стратегич. значение, способствовали разработке лесных массивов Полесья, развитию деревообрабатывающей и кожевенной промышленности, росту городов (Вильны, Слуцка, Белостока, Бреста, Гомеля, Брянска и др.). Дорога играла существ, роль в экспорте леса и его вывозе на внутренний рынок.  Основным линии: Жабинка — Пинск (движение открыто в 1882), Вильна — Лунинец — Пинск (1884); Лунинец — Ровно (1885), Лунинец — Гомель, Белосток — Барановичи (1886); Гомель — Брянск, Брест — Жабинка — Брянск (1887), Мосты — Гродно (1907). Протяжённость (1913) — 1904 версты (в т. ч. 1039 вёрст — двухколейный путь). Чистый доход — в пределах 4% от основные капитала (60,9 млн. руб. в 1900). В подвижном составе 359 паровозов, 9127 товарных и 437 пассажирских вагонов. На дороге построены железнодорожные мастерские (в Пинске, Вильне, Гомеле). На П. ж. д. построено 412 дерев, и 235 металлической мостов, 6 путепроводов и др. искусств, сооружения; шпалопропиточный завод, 72 пакгауза; работали 17 училищ и школ (на ст. Барановичи, Брест, Пинск, Лунинец и др.), курсы по подготовке служащих по коммерческому и техническому движению. Дорога находилась в ведении МПС; управление в Вильне. В мае 1918 передана НКПС. Некоторые линии отошли к Польше. По состоянию на нач. 1991 основные участки входили в состав Белорусской железной дороги и Прибалтийской железной дороги.